Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2009

Людмила Сухова

По страницам наших газет за май 2009 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Безродных Г. И. Клуб знатоков русского языка : 6-й класс / Г. И. Безродных // Русский язык . – 2009. – № 9. – С. 30–32. – (Учение с увлечением).

Бондаренко М. На поиски клада : Игра-загадка для школьников младшего и среднего возраста / М. Бондаренко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 10. – С. 17–18. – (Классный час).

Совмещение интеллектуального содержания, основанного на знании сказок и фольклора, и увлекательной приключенческой формы сделает предложенную игру интересной и познавательной для школьников, поможет учителю необычно организовать досуг ребят и одновременно провести упражнения на развитие памяти, логики и образного мышления.

Дорожкина Н. Её Величество Взятка / Н. Дорожкина // История. – 2009. – № 10. – С. 42–45. – (Я иду на урок).

Материал для урока по обществознанию и внеклассному мероприятию по теме «Моральные проблемы и юридическая ответственность».

Заикина Е. Жизнь зависит от нас : Формирование экологической ответственности / Е. Заикина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 10. – С. 12–15. – (Работа с учениками).

Карловская Н. Талантливые. Умные. Задорные : Игра для учащихся 2–4-го классов / Н. Карловская // Школьный психолог. – 2009. – № 10. – С. 39.–(Психологические технологии).

Кололеева Е. Школа выживания : Материалы для бесед с учениками 5–9-х классов / Е. Кололеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 10. – С. 25–27. – (Классный час).

Король С. В. Праздник «Юный физик» : Внеклассное мероприятие для учеников 7-х классов / С. В. Король // Физика. – 2009. – № 10. – С. 10.–(Воткинский выпуск).

Макарова О. Н. Урок письма, или О чём рассказали папирус и бумага… / О. Н. Макарова // Русский язык. – 2009. – № 10. – С. 14–19. – (Развитие речи).

Прядильникова О. Издаём газету : Тема проекта: «За здоровый образ жизни» / О. Прядильникова // Здоровье детей. – 2009. – № 9. – С. 30–33. – (Вне урока).

Скрипка Л. Солнечное настроение : Активизирующий тренинг / Л. Скрипка // Классное руковод­ство и воспитание школьников. – 2009. – № 10. – С. 16. – (Классный час).

Необычные, душевные и юмористические игры, рекомендованные психологами для сплочения коллектива и создания хорошего настроения, могут использоваться вместе или по отдельности как в контексте тренинга, так и при проведении классного часа. Они позволят участникам непринужденно пообщаться, всем вместе весело посмеяться и подурачиться.

Собко И. Семья глазами детей : Проблемное исследование как проект / И. Собко, Е. В. Кололеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 10. – С. 28–30. – (Проектная работа).

Этот анализ отношения современных школьников к ценностям семьи был проведён девятиклассницей для конференции «Мир глазами детей». Он основан на модели социологического опроса. При выполнении работы также были использованы материалы «Справочника классного руководителя» (авторы Н.И.Дереклеева, М.Ю.Савченко, И.С.Артюхова, М., 2005) и пособия «Родительские собрания. 5–11 классы» (автор Н.И.Дереклеева, М., 2005).

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Каменский С. Утомлённые школой : Что делать, когда усталость перерастает в болезненное состояние / С. Каменский // Первое сентября. – 2009. – № 9. – С. 18. – (Детный мир. Карта здоровья).

Крылова Н. От конфликтов – к сотрудничеству : Родители и классный руководитель / Н. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 10. – С. 8–11. – (Работа с родителями).

Каспарова Ю. Даёшь коллекцию! : Детские увлечения – это серьёзно / Ю. Каспарова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 33–36. – (Работа с учениками).

Если взрослые заметят и поддержат детский интерес, то бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие – коллекционирование.

Каспарова Ю. Точка поворота : Перспективы подросткового кризиса / Ю. Каспарова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 10. – С. 31–33. – (Родительское собрание).

Для нас давно стала привычкой избитая фраза, что родителям и педагогам нужно пережить подростковый кризис воспитанников, как будто это суровое наказание. Давайте попробуем рассмотреть переходный возраст подростка не как испытание на прочность, а как важный, нужный и необыкновенно интересный период в жизни и самого ребёнка, и окружающих его взрослых.

Ростова Л. Не торопите «копушу»! : Зачастую медлительность ребёнка – это не вредность и не каприз / Л. Ростова // Первое сентября. – 2009. – № 9. – С. 19. – (Детный мир. Отношения с характером).

Тарасова Л. Эти «не хочу», «не буду», «не смогу» звучат всё чаще… / Л. Тарасова // Первое сентября. – 2009. – № 9. – С. 18. – (Детный мир. Карта здоровья).

Когда возникает утомление? Как помочь ребёнку с ним справиться.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Ананьева Т. Комната друзей : Психологическая коррекция общения детей с повышенным уровнем школьной тревожности / Т. Ананьева // Школьный психолог. – 2009. – № 10. – С. 36–38. – (Наши дети).

Цель занятий: снизить у ребёнка уровень тревожных переживаний, обусловленных возрастными изменениями и трудностями социальной адаптации.

Колесникова О. Правила для школы / О. Колесникова // Школьный психолог. – 2009. – № 10. – С. 30–32. – (Газета в газете).

Занятия являются частью программы по возрастному самоопределению, направленной на переживание ребёнком старшего дошкольного возраста кризиса семи лет, центральным личностным новообразованием которого является «внутренняя позиция школьника».

Корчагина Ю. Психологи разные бывают / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2009. – № 9. – С. 38–42. – (Вместе с психологом).

Где искать специалиста, который поможет ребёнку? Чем школьный психолог отличается от психолога-консультанта? Выписывает ли психолог таблетки?

Статья написана в виде краткого обзора основных специализаций и методов работы психологов.

Кривобокова Е. Наполни смыслом каждое мгновенье : Тренинговое занятие по профилактике стресса с педколлективом санаторной школы-интерната / Е. Кривобокова // Школьный психолог. – 2009. – № 9. – С. 34–36. – (Вместе с учителем).

В приложении приведена памятка «Как избавиться от стресса».

Попович Я. Занятие по теме «Понимание – ключ к успеху» / Я. Попович // Школьный психолог. – 2009. – № 10. – С. 12–13. – (Личный опыт).

Цели и задачи: формировать умение распознавать и преодолевать барьеры и ошибки понимания; рассмотреть особенности взаимопонимания людей, условия, препятствия к взаимопониманию; формировать навыки распознания и преодоления барьеров понимания; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу на основе взаимопонимания.

Уколова М. Остров : Психологическая игра для 4-го класса // Школьный психолог. – 2009. – № 10. – С. 46–47. – (Игротека).

«Остров» – очень удобная игровая оболочка, которую можно наполнить самым разнообразным содержанием: знакомство детей в новой группе (классе), сплочение группы, развитие познавательных способностей, эмоций, подведение итогов длительной работы и т.д. Эта игра интересна как детям разных возрастных групп, так и взрослым.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Бесполов Д. Королевская крепость : Знакомые игры на новый лад / Д. Бесполов, О. Эпиченко // Спорт в школе. – 2009. – № 9. – С. 32. – (Методика. Методические мелочи).

Гарданова Р. Казачья ярмарка / Р. Гарданова // Спорт в школе. – 2009. – № 10. – С. 32–33. – (Методика. Внеклассные мероприятия).

Малыхина М. Весна идёт, весне дорогу! / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2009. – № 10. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Игры на свежем воздухе.

Малыхина М. Военно-полевая игра / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2009. – № 9. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

Витковский А. Взрослые могут заключить мир. И только дети способны его построить : В школах Северного Кавказа уже несколько лет реализуется проект по созданию поликультурной толерантной среды / А. Витковский // Первое сентября. – 2009. – № 10. – С. 10. – (Школьное дело. Цели и ценности).

ПОДРОСТОК

Зарипова Л. Гормональная буря в восьмом классе : Как помочь подросткам преодолевать внешние и внутренние конфликты / Л. Зарипова // Здоровье детей. – 2009. – № 9. – С. 34–36. – (Школьный возраст).

Чернитенко Г. «У детей ощущение загнанности в угол…» : В погоне за «объективностью» оценки качества знаний мы лишаем подростков нормальной для их возраста жизни / Г. Чернитенко // Первое сентября. – 2009. – № 10. – С. 11. – (Школьное дело. Испытание конкретными ответами).

Шредер И. Любите детей, и они ответят вам взаимностью! : Работа по предупреждению конфликтных ситуаций с учащимися / И. Шредер // Управление школой. – 2009. – № 10. – С. 42–46. – (Наука управлять. Трудные ситуации).

ПРОБЛЕМА

Запрягаева А. Табак как прихоть и несчастье человека : Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов / А. Запрягаева, В. Щербина // Здоровье детей. – 2009. – № 10. – С. 32–37. – (Вне урока).

Корчагина Ю. Кто в группе риска? : Методы психологической диагностики зависимого поведения / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2009. – № 10. – С. 38–42. – (Вместе с психологом).

Приведены тест-опросник «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ» и анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков.

Рубленко Н. Уроки жестокости : Из них ребёнок узнает, что самые родные люди могут быть безжалостными в стремлении добиться своего. Что можно не считаться с теми, кто слабее тебя…/ Н. Рубленко // Первое сентября. – 2009. – № 10. – С. 20. – (Детный мир. Осторожно, дети).

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Скоробогатова Т. Что мы знаем о профессиях? : Занятие по профориентации / Т. Скоробогатова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 14–15. – (Классный час).

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Алексеева Т. Копилка находок и изобретений : Коллективное творчество среди педагогов / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 8–9. – (Последний звонок).

Бариев М. М. Формирование здорового образа жизни : Выдержки из Положения о проведении открытого конкурса научно-прикладных разработок / М. М. Бариев // Спорт в школе. – 2009. – № 10. – С. 41–43. – (В фокусе внимания. Конкурс).

Гришина Н. Живая газета : Технология создания интерактивного издания / Н. Гришина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 6–7. – (Работа с учениками).

В течение учебного года происходит множество событий – и таких, которые принято называть ЧП (вроде пропажи журнала, срыва мероприятия, побега с урока), и коллективных дел, объединяющих класс, и весёлых праздников. Каждая точка жизни класса важна для ребят, но вспомнить обо всём происшедшем, организовать обсуждение непросто.

Дымова И. Кодекс чести : Разработка заседания методического объединения / И. Дымова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 10. – С. 23–24. – (Педсовет).

Деловая игра даёт возможность педагогам самим побывать в роли детей. Необходимость пройти испытания выбивает из роли правильного и знающего. Приходится опираться на интуицию, доверять неожиданным решениям… Зато потом предложенные приёмы легко будет применить в работе с учениками, а совместное обсуждение проблем класса превратится в увлекательное событие. Игру можно использовать и для подведения итогов года, формулируя вопросы и задания, которые побуждают к рефлексии.

Кабачек О. Учителя: как они влияют на читательское развитие подростков? / О. Кабачек // Библиотека в школе. – 2009. – № 10. – С.36–37. – (Работа с читателями. Взгляд).

Кириллова С. Чего хотят родители от школы? : «Ориентация на карьерные шансы теперь является доминирующей на всех ступенях образования», – подчёркивают социологи / С. Кириллова // Первое сентября. – 2009. – № 9. – С. 6. – (Политика образования. Факты. События. Тенденции).

Ключарёва Н. «Вы считаете, что обучать необучаемых невозможно? Просто придите и посмотрите!» : Воспитанники центра Бороздина за несколько лет проходят дистанцию от «безнадёжных» до обычных учеников коррекционных или общеобразовательных школ / Н. Ключарёва // Первое сентября. – 2009. – № 10. – С. 5. – (Политика образования. Репортаж).

Коршунова Т. Образовательное путешествие как модель концентрированного обучения / Т. Коршунова // Управление школой. – 2009. – № 10. – С. 11–15. – (Школьный уклад. Обучающие поездки).

Кузнецова О. А на носу … экзамены / О. Кузнецова // Здоровье детей. – 2009. – № 10. – С. 8–12. – (Взгляд физиолога).

Кузнецова О. Изучаем память / О. Кузнецова // Здоровье детей. – 2009. – № 9. – С. 8–11. – (Взгляд физиолога).

Куприянов Б. В поисках своего «Я» : Типология работы классных руководителей / Б. Куприянов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 10. – С. 5–7. – (Самоопределение).

Куценко Е. Профессиональное общение как образовательное событие : Несколько идей для инновационного педсовета / Е. Куценко // Первое сентября. – 2009. – № 9. – С. 12. – (Школьное дело. Ориентиры).

Куценко Е. Работа со школьными конфликтами : Сделать её более эффективной поможет специальная служба примирения / Е. Куценко // Первое сентября. – 2009. – № 10. – С. 12. – (Школьное дело. Если мы не согласны друг с другом).

Леонтьева О. Доверие к учителю, доверие к ученику : Это главный принцип обучения в финских школах. Может быть, поэтому оно и даёт такие поразительные результаты / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2009. – № 10. – С. 9. – (Политика образования. Образовательный меридиан).

Митрахович О. Информационная культура школьников : Акцент – на исследовательскую деятельность / О. Митрахович // Управление школой. – 2009. – № 9. – С. 23–27. – (Наука управлять. Внутришкольная модель).

Одна из главных характеристик современного выпускника школы – уровень сформированности его информационной культуры. Это позволяет человеку чувствовать себя свободно в различных областях знаний. Как выстроить целостную систему работы в ОУ, чтобы развить необходимые навыки. Из опыта работы московской школы № 1270.

Мифаева Ю. Как спланировать успешную экскурсию? / Ю. Мифаева // Управление школой. – 2009. – № 10. – С. 18–20. – (Education. Обучающие поездки).

Мифаева Ю. От Нигерии до Коста-Рики : Американские школы «вплетают» познавательные поездки в учебный процесс / Ю. Мифаева // Управление школой. – 2009. – № 10. – С. 16–18. – (Education. Обучающие поездки).

Осипук Э. Планета времени : Психологическая игра для педагогов / Э. Осипук // Школьный психолог. – 2009. – № 9. – С. 46–47. – (Игротека).

Цель: показать педагогам значимость полноценного проживания любого времени, проектирование дальнейших жизненных событий.

Приходько Е. Чтобы облегчить детям переход из начальной школы в среднюю : Свой проект представляет команда учителей московской «Школы самоопределения» / Е. Приходько, А. Кривошеина, Н. Антохина, Е. Шпакова // Первое сентября. – 2009. – № 9. – С. 13.–(Школьное дело. Педагогический практикум).

Роботова А. Не спешите критиковать и отвергать : Размышления о становлении учителя / А. Роботова // Управление школой. – 2009. – № 9. – С. 32–36. – (Личное дело. Профессия).

Сметанникова Н. Уроки проекта : К 10-летию проекта «Школа, где процветает грамотность» / Н. Сметанникова // Библиотека в школе. – 2009. – № 10. – С. 10–14. – (Адресная книжка. Что было).

Советова Е. Кто летает хвостом вперёд? : Будни и праздники научного общества учащихся / Е. Советова, О. Свирина // Управление школой. – 2009. – № 9. – С. 38–47. – (Проекты и исследования. Ученики и наука).

Шамардина Т. Стратегический подход : Опыт формирования учебно-познавательной компетентности гимназиста / Т. Шамардина // Управление школой. – 2009. – № 10. – С. 35–41. – (Наука управлять. Внутришкольная система).

Формированию учебно-познавательной компетентности у своих воспитанников в оренбургской гимназии № 4 уделяют особое внимание. Эта работа подчинена сложившемуся здесь алгоритму управленческо-педагогической деятельности. Из каких элементов он состоит? Как выстроить не просто красивую схему, но и получить желаемые результаты?

ИМЕНА

Богатырёва Н. Инженер Серебряного века / Н. Богатырёва // История. – 2009. – № 9. – С. 16–23. – (Анфас и профиль).

Его называли одним из лучших инженеров всех времён и народов. По масштабу своей личности Владимир Григорьевич Шухов – человек эпохи Возрождения.

Грученко Г. И. В начале пути : Валентин Афанасьевич Коптюг (1931–1997) / Г. И. Грученко // Химия. – 2009. – № 10. – С. 43–48. – (Галерея известных химиков).

Дмитренко С. Джентльмены из народа / С. Дмитренко // Литература. – 2009. – № 9. – С. 4–5. – (Листки календаря).

О майских юбилярах: Джероме, Конан Дойле, Честертоне.

Лаппо Г. М. География и Гоголь : К 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя / Г. М. Лаппо // География. – 2009. – № 9. – С. 4–10. – (Межпредметная интеграция).

Субханкулова В. М. Жизненный путь Д. И. Менделеева / В. М. Субханкулова // Химия. – 2009. – № 9. – С. 28–40. – (К юбилею).

Шеваров Д. Слишком близко к сердцу : 9 мая Булату Шалвовичу Окуджаве исполнилось бы 85 лет / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2009. – № 9. – С. 21. – (Идеи. Судьбы. Времена).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Волков С. Открывая книгу Юлия Халфина / С. Волков // Литература. – 2009. – № 9. – С. 36–37. – (На полях книги).

О книге Ю.Халфина «Хвала вам, девяти каменам».

Мяэотс О. Говорить правду необходимо / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2009. – № 10. – С. 22–26. – (Остров сокровищ. Капитанский мостик).

О Т.С.Ступниковой – переводчице книги И.Койн «Девочка, с которой детям не разрешали водиться» и авторе книги «Ничего кроме правды : Нюрнбергский процесс. Воспоминания переводчика».

Мяэотс О. Пальчики оближешь! / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2009. – № 10. – С. 27. – (Остров сокровищ. Книга подана).

О книге М.Парр «Вафельное сердце».

Штейман А. Они вряд ли в здравом уме! / А. Штей­ман // Библиотека в школе. – 2009. – № 10. – С. 27–28. – (Остров сокровищ. Книга подана).

О книге Б.Линдгрен «Лоранга, Мазарин и Дартаньян».

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

Белошапкина Я. Эдгар Дега / Я. Белошапкина // Искусство. – 2009. – № 10. – С. 8–9. – (Арт-галерея).