Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2009

Сергей Корнеев

Или Патриотизм в комиксах

 

Бречия А. Че / Альберто Бречия,
Энрике Бречия, Гектор Остерхельд.
– СПб. : Комильфо, 2009.

НАПИСАТЬ и выпустить этот комикс в Аргентине в 1968 году означало подложить жирную свинью правящей партии. После казни Че в 67-м революционные настроения в Латинской Америке разгорелись с новой силой. Но уже через пять лет власть имущие успокоились, уверовав в незыблемость своих постов, и комикс был запрещён. В 1976-м без вести пропал его автор – Гектор Остерхельд (известный аргентинский журналист и писатель, пропагандировавший идеалы Че Гевары). В течениe года одна за другой были арестованы дочери Остерхельда и их мужья. Через год о ком-то из них будет найдена скупая официальная информация. А от кого-то сохранятся лишь останки. 

Комикс состоит из семи глав, каждая из которых описывает тот или иной временной промежуток в жизни команданте: Bolivia, Ernestito, El Chancho, El Che, Sierra Maestra, El Yuro и Higueras. Годы спокойные показаны с трогательным и дурашливым пафосом – рассказывается о том, как Че много учится и что он вообще отличник. Годы войн показаны очень жёстко. Кровь. Смерть. Грязь. Кал. Скупая чёрно-белая техника, в которой выполнены рисунки, добавляет эмоциональной резкости. Никаких полутонов, путающих теней. Свет. Мрак. Лишь жизнь или смерть. Всё чётко. Рисунки порою выглядят как кляксы теста Роршаха – и становится по-настоящему жутко: а что же ты, именно ты, увидишь на этой картинке?

Отчасти можно было бы придраться к переводу (или к первоначальному тексту, порой не лишённому излишнего пафоса), однако благодаря графике прощается всё. Две заключительные главы: El Yuro (местечко в Боливии, где Че был ранен) и Higueras (городок, в котором Че был казнён) – самые сильные в визуальном плане. Чем-то они напоминают графические работы Гойи, где он изобразил бесчинства наполеоновской армии в Испании. Те же боль, смерть, ужас и предельно лаконичная наблюдательность.

Комиксы такого уровня у нас выпускают не слишком часто. Чтобы сосчитать те, которые вышли за последние лет пять, достаточно пальцев одной руки. «В – значит Вендетта» и «Хранители» Алана Мура – загнули два пальца, «Сон чудовищ» и трилогия «Никополь» Йенки Биляля – ещё два. Наконец-то ладонь полностью закрылась.