Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2009

Мария Московская

или Зачем библиотекарю деловая игра? Записки очевидца

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ЗАЧЕМ?

Мария Владимировна
Московская

ведущий менеджер по связям с общественностью РГДБ, Москва

Мы и так в своём деле доки, опыта работы у нас хоть отбавляй, читательского – тем более, а игра – наша профессия, мы ведь детские... Свою библиотеку знаем лучше, чем таблицу умножения. Здесь начинали путь в профессию, росли как специалисты, мужали и взрослели в боях с чиновниками и беседах с читателями, с ней, как говорится, и на покой... Вот только покоя не будет ни сейчас, ни в ближайшем обозримом будущем – это точно.

«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – гласит пословица, мудрая, как всё латинское. То, что было приемлемо лет десять и даже пять назад, сегодня просто невозможно. Мы живём в эпоху информации и глобального развития коммуникаций, и библиотеке придётся к этой эпохе приспосабливаться. И к детям сегодняшним (в том числе особым и альтернативно одарённым), их потребностям и запросам, нуждам родителей, педагогов. Странно бывает иногда слышать суждения коллег, что современных детей можно и нужно воспитывать на книгах их (родителей!) детства, то есть прошлого и даже позапрошлого столетия. Современных детей вообще воспитать трудно, они сами могут обучать и воспитывать. Иронию и скепсис всосали с молоком разочарованных в старой и новой реальности матерей. Сейчас главная задача – вернуть ребёнку радость чтения. Классического тихого времяпрепровождения с книгой на коленях где-нибудь в укромном уголке, пусть даже с неизменным пакетом чипсов.

Для этого необходимо вводить в ежедневный читательский рацион актуальную литературу, новые книги «о времени и о себе». А как нам самим воспринимать новую литературу, на каком языке обсуждать её с детьми, если мы отказываемся понимать и принимать время, в которое живём? Иногда складывается впечатление, что классический детский библиотекарь живёт только в пространстве своего дома и работы, привычно загораживаясь от «серых» будней и «агрессивной внешней среды». Активное неприятие реальности, уход от действительности в Царство Великой Литературы, привычный обыденный пессимизм – вам не кажется, что всё это напоминает бегство? Как жить и работать в мире, из которого хочется рвануть на машине времени в далёкое прошлое, или в фантастическое будущее, или во вневременное фэнтезийное пространство?

А может быть, всё не так уж и плохо и стоит попробовать пригласить этот мир к себе, а заодно и самим сходить и проветриться, себя показать, на людей посмотреть. Но не сразу, а постепенно, пройдя хотя бы минимальную адаптацию к современной бешено пульсирующей, энергоёмкой жизни. Сначала нужно понять, с чем идти в мир, что мы можем этому миру предложить, чем заинтересовать и как доказать, что он, мир, конечно замечательный, но вот без чтения пропадёт, а без библиотеки ему никак нельзя.

Для этого и существуют так называемые проектно-аналитические семинары, то есть тренинги, которые включают деловые игры, дающие возможность взглянуть на себя и на любимую библиотеку по-другому, прививающие элементарные навыки общения. Без них трудно найти общий язык даже с самыми близкими людьми (в том числе коллегами).

УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ?

Мир не одномерен, мы не одномерны, потому нет и не может быть устоявшихся истин, непререкаемых авторитетов. Даже мы сами со временем можем поменять и свои установки, и своих авторитетов, и – самое главное! – своё суждение по определённому вопросу. Поэтому изначально гораздо важнее уметь слушать, не перебивая, стараясь понять собеседника, встать хотя бы временно на его позицию. Возможно, прав именно он, а не я. Но как же больно это бьёт по самолюбию, чёрт возьми!

Часто мы сами становимся заложниками невысказанных обид. Они, обиды, имеют противное свойство накапливаться и взрываться, подобно туго сжатой пружине. Те же самые обиды мешают вовремя помириться, когда этого требуют интересы дела, всё время оживают и из самой глубины твоего «я» кричат: «Эй! Ты помнишь, он(а) тебя обидел(а)?! он(а) тебе наговорил(а)?» И мы привычно фыркаем, дрожащей от гнева рукой перелистывая записную книжку с «печально известным» телефоном.

Всему виной то, что нас с детства не научили общаться на равных, уметь слушать оппонента, адекватно воспринимать критику, не пытаться перекричать, передоказать, переубедить и любой ценой настоять на своём.

У нас бытует мнение, что психологи – жёсткие люди. Это верно. На что только не приходится им идти, чтобы помочь человеку поменять неадекватное восприятие себя любимого и разрушить тот гранитный памятник себе, бесценному, который лелеет в своём сознании каждый, кто не приучен к постоянному диалогу. Нас воспитывали в патерналистском обществе, где изначально было ясно, кто прав, кто виноват, что делать и как жить. Сейчас всё изменилось. Сегодня трудно найти настолько прозорливого человека, который точно знает, что делать. И потому необходимо вместе искать выход из самых сложных, самых запутанных ситуаций. Искать его сообща, ведь «один в поле не воин».

Где работает большой коллектив, там всегда множество проблем межличностного характера. Большую роль играют старые обиды, недопонимания, порождающие новые обиды и новые недопонимания. Для их преодоления и существуют деловые игры и психологические тренинги, помогающие вскрыть внутренние противоречия, «выпустить пар», дающие возможность высказаться всем по самым наболевшим вопросам. Чтобы тренинг способствовал продуктивному общению, необходимы жёсткие тренеры, не допускающие бесплодной говорильни. Это обычная мировая практика. Хочешь двигаться вперёд – расстанься с ненужным балластом. Прежде всего, с балластом излишнего самолюбования и убеждённости в собственной непогрешимости.

Такие тренинги, особенно с тренерами «со стороны», помогают лучше увидеть себя и свои проблемы «незамыленным» глазом. Как в зеркале, которое говорит одну правду, поскольку «лицо незаинтересованное». Цель приходящих тренеров – не указывать на недостатки и не зализывать раны, а встряхнуть коллектив, помочь ему посмотреть со стороны на свои же собственные проблемы, то есть «промыть замыленный глаз». Такую уникальную возможность дают современные технологии, позволяющие объективно оценить сложившуюся ситуацию и искать из неё выход.

Тренингу такого рода гарантирован успех, если коллектив библиотеки начнёт формировать из себя команду – сплочённую группу единомышленников, понимающих друг друга с полуслова. Или хотя бы постарается наметить пути к взаимопониманию.

КАК ПОБЕДИТЬ?

Однако всё это возможно только при условии, что коллектив принимает правила игры. Для многих наших коллег понятие «игра» смешивается с понятием «реальность».

Когда играют дети, они принимают правила игры, в которую их приглашают. Если правила не соблюдаются, игрок автоматически выбывает. Так же и во время деловой игры. Сотрудники, не принимающие правил игры, считающие их навязанными себе и соответственно не желающие их выполнять, физически остаются на своих местах. Но фактически эти люди лишают себя тех уникальных возможностей, которые даёт тренинг.

Высидев положенные три дня, такие сотрудники уходят, гордые тем, что «сохранили себя» и не позволили приходящим «выскочкам» переучить свою гениальность. Однако это кажущаяся победа. На самом деле «непримиримая оппозиция» лишает себя уникального шанса преодолеть стереотипное мышление.

В результате люди с негативной установкой на восприятие ничего не получают от тренингов, кроме раздражения. Как пушкинская царица, в сердцах разбившая зеркальце, которое говорило ей правду.

«ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ – ЛЕГКО В БОЮ»

Психологический тренинг – сложная и подчас тяжёлая вещь. И для участников, и для самих тренеров. Но результаты его превосходят любые ожидания. Игра тем и хороша, что позволяет реализовать любые проекты, самые бредовые, самые дерзновенные. А потом можно посмотреть, что требует реализации, а что так и останется игрой.

Работа в группах сплачивает коллектив, вынужденный вырабатывать общие решения в сложной ситуации и в кратчайший срок. В конце игры группы формируются по иному принципу, чем в начале: мы учимся сотрудничать со всеми людьми, даже с теми, кто нам не симпатичен. Как в жизни.

Человек обучается всему названному в процессе игры, иногда сам того не замечая. Коллеги получают возможность проявить себя, реализовать скрытые возможности. Тренинг помогает выявить реальных лидеров, способных влиять на коллективное мнение. Игра выстраивается таким образом, что люди неравнодушные не могут молчать.

Тренинг содействует преобразованию подчас разрозненного и недостаточно сплочённого коллектива в сообщество единомышленников и выявляет тех, кто не способен или не хочет работать в команде.

Для этого стоит не побояться и... посмотреть на себя со стороны. Только не надо разбивать светлое зеркальце, хорошо?