Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2009

Раиса Антипова, Ольга Булычёва, Павел Гудков, Владимир Смородин, Татьяна Хожаева

Цикл занятий

ЗАНЯТИЕ СЕДЬМОЕ

Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в № 2, 8, 10, 12, 13, 18–2009.

Интерфейс преподавателя

Ольга Сергеевна Булычёва,
Павел Геннадьевич Гудков,
Татьяна Сергеевна Хожаева

специалисты фирмы 1С,
Москва

Раиса Владимировна Антипова,
Владимир Анатольевич Смородин,
специалисты ООО «Март»,
г. Великие Луки

На прошлом занятии мы рассмотрели автоматизированное обслуживание читателей. Читателем библиотеки может быть любой сотрудник библиотеки, учитель, ученик, администратор и др. Все они обладают собственными паролями для входа в систему и потому имеют возможность искать книги, формировать список желаемых изданий, оставлять свои заявки.

Напомним, что в программе «1С:Школьная библиотека» предусмотрен ещё отдельный вход для учителя в интерфейсе «Преподаватель» (рис. 1).

Готовясь к занятиям, учитель составляет поурочный план, куда включается список литературы, используемой им для подготовки к урокам. Поурочные планы входят в годовую программу обучения предмету. Одна из задач составления подобного плана – найти методы воздействия не только на интеллектуальную, но и на мотивационную и эмоционально-волевую сферы личности школьника, чтобы избежать монотонности, стереотипности, шаблонности обучения.

Как правило, учитель ищет и отбирает методическую и иную литературу по своему предмету и к конкретному уроку именно в школьной библиотеке.

Рис. 1. Вид экрана в интерфейсе «Преподаватель»

 

Программа «1С:Школьная библиотека» предоставляет учителю возможность осуществить в автоматизированном режиме следующее:

• найти необходимые издания в электронном каталоге;

• подобрать учебники по предмету/предметам (рис. 2);

Рис. 2. Подобранные учебники по предмету «География»

• подобрать литературу к урокам;

• сформировать отчёты по предметам и урокам (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Отчёт по книгам по предмету «География»

 

Рис. 4. Отчёт по книгам к уроку «Наш край»

Примечание. Оформить заявку для последующей выдачи книг на руки преподаватель может только в интерфейсе «Читатель».

Отчёты по обслуживанию читателей

Отчёты в библиотеке являются важной частью повседневной деятельности, так как даже минимальные аналитические данные важны для успешного развития любого дела.

Афоризм неизвестного автора гласит: «Смысл внедрения ключевых показателей эффективности прост: если вы пытаетесь чем-то управлять, вы должны уметь это измерять».

Отчёты в библиотеке несут смысловую нагрузку: как доказательство выполненных работ, обоснование необходимого количества штатных сотрудников, реальная оценка существующих трудностей и выявление проблем. А также – статистическую, которая демонстрирует совокупность итоговых показателей для анализа деятельности библиотеки; для оптимизации технологических процессов; для решения задач управления библиотекой как системой.

На пятом (расширенном) занятии были приведены отчёты, которые формируются исходя из данных каталогизации и учёта. На этом занятии посмотрим, какие отчёты могут быть созданы на основе данных движения фонда и обслуживания читателей.

Напомним, что все данные о каких-либо совершённых действиях в системе, в том числе о выдаче, возврате, замене книг, фиксируются в журналах (меню «Журналы», рис. 5).

Рис. 5. Меню «Журналы»

 

На основе зафиксированных данных формируются отчёты о движении фонда. Отчёты могут быть:

• сформированы и просмотрены с помощью меню «Отчёты»;

• сформированы с помощью справочников.

Рассмотрим различные виды отчётов.

«Выдача и возврат книг»

«Выдача и возврат книг» – один из отчётов, чьи данные могут быть представлены вариативно. Формируется из меню «Отчёты» и служит для контроля движения фонда, т.е. выдачи и возврата книг. Сведения по книгам будут представлены в разных «ракурсах», в зависимости от того, какие параметры для отчёта заданы. Для задания параметров используются переключатели (установка флажков). Манипулируя переключателем, вы можете получить следующие отчёты:

• отчёт по выданным и возвращённым книгам;

• отчёт по читателям (кто и сколько книг взял/возвратил;

• отчёт и по книгам, и по читателям одновременно;

• итоговый отчёт по книгам с подробной статистикой;

• отчёт по книгам, находящимся на руках.

Состав отчёта задаётся в соответствующем окне, порядок сортировки (книги–читатели) меняется с помощью стрелок, а используя флажки, можно запросить отчёт с итогами и статистикой, ограничить отчёт данными по определённой группе читателей (это могут быть, скажем, сотрудники) или по конкретному разделу каталога. Например, на рис. 6 представлен отчёт по всем выданным книгам и читателям (без ограничительных параметров) со статистикой за период с 01.01.2009 по 31.08.2009.

Рис. 6. Отчёт «Выдача книг»

 

Примечание. Отчёт может быть сформирован за любой произвольно заданный период.

«Выдача по классам»

Отчёт «Выдача по классам» также формируется из меню «Отчёты» и представляет собой ведомость выдачи учебников ответственному лицу, к примеру – классному руководителю. В отчёте можно произвести отбор по ученикам и/или преподавателям, только по ученикам, только по преподавателям,
с детализацией по классам, классам и читателям, по целевому и читательскому назначению изданий (см. рис. 7). В приведенном примере в отчёт «Выдача по классам» вошли все виды изданий с детализацией «по классам» за определённый период. Период указывается в произвольной форме.

Рис. 7. Отчёт «Выдача по классам»

 

«На руках»

Отчёт «На руках» формируется из справочника «Читатели» («Данные по библиотеке / Читатели») и содержит данные о книгах, находящихся в момент составления отчёта у читателей. Отчёт формирует данные:

• по конкретной группе читателей;

• по конкретному читателю;

• по всем читателям.

Этот отчёт отличается по содержанию показателей от отчёта по книгам на руках, который мы рассмотрели ранее («Отчёты / Выдача и возврат книг»), и включает в себя следующие данные:

• Ф.И.О. читателя, его роль (например, ученик 1-го класса или директор);

• дата выдачи;

• дата возврата;

• инвентарный номер;

• количество экземпляров;

• автор/авторы издания.

На рис. 8 параметры отчёта ограничены группой «Ученики». Отчёт всегда показывает данные по читателям и книгам, являющиеся актуальными на момент обращения к нему.

Рис. 8. Отчёт «На руках»

 

«Читаемость»

Работу библиотеки характеризуют не только чёткие показатели по количеству читателей, книговыдаче и т.д., но и относительные величины, позволяющие анализировать основные тенденции развития библиотеки или целой библиотечной сети. Относительные показатели – обращаемость, книгообеспеченность, читаемость, посещаемость – определяются на основе отчётных данных.

Одним из показателей, чаще всего применяемых в школьных библиотеках для анализа состояния дел и сравнения одной школьной библиотеки с другими библиотеками данного типа, является читаемость. Читаемость – это величина, характеризующая интенсивность чтения пользователей библиотеки. Читаемость можно определить как отношение годовой книговыдачи к численности читателей библиотеки (или среднее число книг, выданных одному читателю за год).

Рис. 9. Форма отчёта «Читаемость»

 

Рис. 10. Выбор интервала в отчёте «Читаемость»

 

Отчёт по читаемости формируется из справочника «Читатели» («Данные по библиотеке / Читатели») и содержит показатели читаемости группы читателей или конкретного читателя. Отчёт по читаемости составляется за определённый интервал времени или с начала учебного года (рис. 9 и 10). С помощью данных отчёта можно определить читаемость в библиотеке.

«Должники»

Отчёт «Должники» формируется из справочника «Читатели» и включает в себя список читателей, которые не возвратили в срок выданные им издания. Содержит данные о читателе (ФИО), книгах (автор, название, инвентарный номер), которые остаются на руках у читателя, о количестве «просроченных» дней. Отчёт формирует данные по должникам, являющиеся актуальными на момент обращения к нему (рис. 11).

Рис. 11. Отчёт «Должники»

 

«Состав и посещаемость»

Отчёт «Состав и посещаемость» формируется из меню «Отчёты» («Отчёты / Статистика / Состав и посещаемость»). Составляется за определённый месяц года (рис. 12). Поле «Число рабочих дней» заполняется вручную.

Рис. 12. Форма параметров отчёта «Состав и посещаемость»

 

Отчёт содержит сведения о составе читателей и его изменениях за выбранный месяц. Сведения в отчёте отражают «учеников» (согласно заданной «роли» в поле справочника «Читатели») и «прочих» (все остальные читатели, рис. 13).

Рис. 13. Печатная форма отчёта «Состав и посещаемость»

 

Организация и учёт массовых мероприятий

Библиотекарю приходится заниматься не только обслуживанием читателей и работой с фондом, но и организацией массовых мероприятий. Понятие «массовые мероприятия» обычно подразумевает проведение тематических вечеров, встреч, репортажей, игр, виртуальных экскурсий, презентаций и т.п., то есть того, что должно служить пропаганде литературы, библиотечных знаний, изучению края и др.

Наша программа позволяет составить детализированный календарный план проведения массовых библиотечных мероприятий, отразить охват участников (преподавателей, учащихся и их родителей), сформировать перечень сотрудников, ответственных за проведение мероприятий.

Рис. 14. Форма справочника «Мероприятия»

 

Для этого в главном меню («Справочники / Структура образовательного учреждения/») необходимо заполнить справочники «Мероприятия» (рис. 14) и «Виды мероприятий» (рис. 15).

Рис. 15. Форма справочника «Виды мероприятий»

 

Рис. 16. Отчёт «Учёт массовой работы»

 

По результатам заполнения этих справочников может быть сформирован отчёт по проведённым массовым мероприятиям. Он составляется за любой произвольно выбранный период и может быть распечатан.

Люблю сивка за обычай: кряхтит, да везёт
Русская народная пословица