Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2009

Татьяна Рудишина

КРАЕВЕДЕНИЕ – это такой многогранник. Повернул его одной гранью – увидел литературное краеведение со своими темами, идеями, формами, книгами. Повернул другой – получилось краеведение с уклоном в генеалогию. На днях на «Краеведческой среде» познакомилась с коллегой, раньше работавшей в Тверской областной научной библиотеке, в музыкальном отделе. Там она занималась музыкальным краеведением Тверской земли.

Через краеведение можно затронуть самые разные воспитательные и образовательные пласты. А как тесно связаны между собой краеведение и русский язык. С топонимикой всё понятно, но есть ещё и диалекты всё того же великого и могучего. А лексика? Говорим-то мы по-русски, но сколько особенностей! Не случайно юные московские краеведы непременно читают книгу Владимира Брониславовича Муравьёва «Московские слова и словечки».

Великим собирателем слов был Владимир Иванович Даль, его «Толковый словарь живого великорусского языка» – книга номер один в иерархии словарей русского языка. К гуманитарному, библиотечному, педагогическому сообществу обратился Михаил Наумович Эпштейн, философ, культуролог, литературовед, эссеист, заслуженный профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори (Атланта), член российского ПЕН-клуба и Академии российской современной словесности, с предложением: 22 ноября – день рождения Владимира Ивановича Даля – объявить словарным праздником, Днём словарей и энциклопедий (письмо Михаила Эпштейна читайте в номере).

Зачем, спросите вы, ещё один праздник? Да чтобы защитить русский язык от нас самих, его носителей! Вам не становится мучительно больно от того, что мы делаем всё, чтобы обеднить и опростить наш язык.

Узнав, что теперь кофе перестаёт быть существительным только мужского рода, а жалюзИ становятся жАлюзями, я испытала примерно то, что испытывали словесники после отмены и с точкой и ятя.

Но вернёмся к тому, с чего начали. Краеведение человеку невзрослому необходимо, в первую очередь, для самоидентификации. Для того, чтобы понять, кто он, какого роду-племени, почувствовать опору и уверенней входить в этот мир. А язык? Да, в общем, тоже для этого.