Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2009

Татьяна Рудишина

15–16 сентября в рамках работы «Библиокаравана–2009» московская ЦГДБ им. А.П.Гайдара провела двухдневный семинар «Краеведческие дни в Гайдаровке». Среди гостей семинара были библиотекари, занимающиеся краеведением в детских библиотеках Москвы, Московской области, а также городов: Тулы, Калуги, Рязани, Орла, Челябинска, Чебоксар, Тольятти, Белгорода.

Первый день был посвящён общим вопросам краеведческой работы в детских библиотеках и назывался «Краеведение для детей: проблемы, опыт, планирование».

Для нас, организаторов семинара, являлось принципиально важным, что из разнообразия предложенных нами тем было выбрано именно краеведение. Это одно из постоянных направлений работы методического отдела. Особая активность проявилась здесь в 1997 году, когда город отмечал 850-летие, и с тех пор данная тема является привлекающим пристальное внимание и любимым детищем нашей библиотеки и других детских библиотек города, краеведческая деятельность носит систематический и системный характер.

Параллельно с её методическим обеспечением, изучением практики на местах методистами ЦГДБ им. А.П.Гайдара с 1991 по 2003 год проводилась практическая краеведческая работа. Это была творческая лаборатория методистов Людмилы Николаевны Муравьёвой и Татьяны Валерьевны Рудишиной: Московский краеведческий марафон старшеклассников (МКМ) и поэтапная игра «Москва: век за веком, шаг за шагом» для учащихся 4–8-х классов. Практика позволила подойти к делу не схоластически, а почувствовать и испытать на себе разные грани краеведения для детей и подростков.

Москва – как источник вдохновения – неисчерпаема. Всю воспитательную деятельность детской библиотеки можно построить, глядя сквозь призму краеведческой работы. Начиная с патриотического воспитания. А далее тут вам и экология, и культурология, и литература (как детская, так и классическая), тут и толерантность, и религиоведение, и история науки, и футурология. Одним словом – кладезь, из которого черпать и не вычерпать.

Так случилось, что именно при детской библиотеке возникло мемориально-краеведческое общество «Моя Плющиха». Это тоже одно из направлений краеведения. Правда, уже для взрослых.

Знание Москвы помогает не только заниматься просветительской работой с юными москвичами, но и принимать гостей. 16 сентября, согласно плану методической учебной деятельности, у нас должно было быть первое в новом учебном году методическое занятие «Краеведческая среда» для библиотекарей, собственно, оно и проводилось, просто эта среда выросла и заняла два дня. Поскольку не за горами планирование работы на 2010 год, анализ основных тенденций («Краеведение в детских библиотеках Москвы») был, с одной стороны, рассказом о московском опыте краеведческой деятельности, а с другой – рекомендациями, как построить свою деятельность и о чём не забыть, представляя план 2010 года. Электронная презентация «Московский календарь – 2010» показала педагогические возможности календаря как информационного повода в работе с читателями.

«Краеведение в детской библиотеке. А что у вас?» – так назывался самый яркий блок выступлений. Наши гости делились опытом, и это опять-таки демонстрировало разные грани и разную практику краеведческой работы детской библиотеки. О своём опыте рассказывали:

Ирина Михайловна Никитина, заместитель директора по работе с детьми ЦДБ имени А.П.Гайдара ЦБС города Клина Московской области («Краеведческие издательские проекты в практике детской библиотеки Клина»);

Анна Васильевна Фёдорова, заведующая ЦДБ имени А.П.Гайдара города Чебоксары Республики Чувашия («Роль детских библиотек в возрождении и сохранении культурно-исторических, национальных и языковых традиций»);

Татьяна Сергеевна Митина, заведующая отделом краеведения Тульской ОДБ («Библиотечное краеведение для детей Тульского края. Опыт. Новации. Поиск новых форм работы»);

Светлана Станиславовна Вайло, заместитель директора Рязанской ОДБ («Ганзеновские чтения как одно из направлений литературного краеведения в ОДБ города Рязани»).

«От малой родины – к большой России». Так называлась презентация проекта «По гайдаровским местам России», который представил автор – художник ЦГДБ им. А.П.Гайдара, картограф по образованию, фотограф по призванию Илья Александрович Исаев. В творческих планах библиотеки – развивать картографию и связывать её с краеведением.

Участники семинара отметили потребность в продолжении профессионального общения краеведов детских библиотек, для чего необходима общероссийская краеведческая конференция, где бы шла речь о библиотечном педагогическом краеведении.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Альков.Ру». Если вы решили приобрести качественный матрас, на котором вы будете проводить приятные ночи, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «Альков.Ру». Приобрести матрасы в интернет-магазине «Альков.Ру» достаточно просто, для этого сделать всего пару щелчков мыши, а потом ожидать доставки на дом. В интернет-магазине «Альков.Ру» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Во второй день рассматривались вопросы литературного краеведения в системе работы детских библиотек. Информационный повод – 195-летие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Лермонтовская тематика в планах детских библиотек города оказалась представленной весьма скромно. Поэтому общими усилиями мы пытались смоделировать возможную тематику, «определиться» с имеющейся литературой. Обратились к опыту работы ЦГДБ им. А.П.Гайдара со старшеклассниками, ЦДБ № 17 ЦБС «Кунцево» с учащимися младшего школьного возраста. Заведующая читальным залом ЦДБ № 24 ЦБС «Пресненская» Надежда Фёдоровна Мартыненко обратила внимание аудитории на пресс-досье и видеоматериалы, собранные ею за многие годы работы в библиотеке.

С разнообразной по форме и содержанию просветительской работой, связанной с именем поэта, которая рассчитана на самые разные возрастные группы читателей, познакомила библиотекарей детских библиотек Наталья Васильевна Морозова, заместитель директора ЦБ № 102 имени М.Ю.Лермонтова (заметим, что в этот день среди участников семинара было много представителей библиотек для взрослых).

Яркое впечатление оставила встреча с Анастасией Игоревной Воронцовой, представительницей рода Лермонтовых, – хранительницей семейных традиций. Отец Анастасии составил родословное генеалогическое древо Лермонтовых, чей род в России восходит к XVII веку и ведёт начало от шотландца Георга Лермонта, перешедшего на «государеву службу» в 1613 году.

Лермонтовский день завершился экскурсией в дом-музей поэта на Малой Молчановке.

Библиотечное краеведение не может быть только «книжным», поэтому оба дня включали прогулки-экскурсии: по Арбату на Малую Молчановку к Лермонтову и в поисках трёх тополей по Плющихе.