Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2009

Ирина Дейнеко

Сетевой проект по созданию электронной хрестоматии по литературе Красноярского края для педагогов и учащихся 5–8-х классов

Мы уже привыкли говорить о школьных учебных проектах и творческих проектах отдельных библиотек, но не всегда видим в проекте способ решения конкретных проблем профессионального сообщества целого региона. А можно ли их таким образом решить? И как организовать проектную работу, когда в каждой школе один библиотекарь на всё? Предлагаем читателям опыт библиотекарей г. Лесосибирска и Енисейского района Красноярского края по разработке и осуществлению сетевого проекта в 2006/2007 учебном году.

 

ПРОБЛЕМАТИКА И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Ирина Васильевна
Дейнеко

директор МИМЦ,
г. Лесосибирск,
Красноярский крайд

Метод разработки проектов, как учебных, так и профессиональных, – не новость в мировой педагогике. Он возник ещё в 20-е годы прошлого столетия в США. Другое его название – метод решения проблем: этот подход связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании американского философа и педагога Дж. Дьюи. Проектная работа и призвана решать именно конкретные проблемы.

Началось всё с того, что губернатор Красноярского края А.Г.Хлопонин подписал 20 декабря 2005 года закон об установлении краевого национально-регионального компонента (НРК) государственного стандарта общего образования в Красноярском крае. Основной целью установления НРК названо формирование у обучающихся целостного представления о Красноярском крае, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций края.

Краевой национально-региональный компонент включается во все три ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего. НРК устанавливает шесть обязательных для изучения учебных предметов, в том числе предмет «литература Красноярского края».

Сегодня все образовательные учреждения края имеют программы по изучению данной дисциплины. Но, к сожалению, учебно-методический комплект, который бы обеспечивал её изучение, не был тогда сформирован. Педагогам школ приходилось затрачивать большое количество времени и сил на поиски источников информации по своему предмету. А им были нужны:

– художественные произведения красноярских писателей и поэтов;

– литературоведческий и критический материал;

– иллюстративный материал;

– аудио- и видеоприложения.

Библиотеки муниципальных и образовательных учреждений не всегда могли оперативно и в полном объёме удовлетворить запросы педагогов по этой теме. Электронные образовательные ресурсы по данному направлению ещё не были разработаны, а интернет-ресурсы тогда были доступны немногим.

ИЗ ИСТОРИИ ИДЕИ

Основополагающими для работы нашего центра являлись 2005–2008 годы: это время открытия и становления нашего учреждения (Межшкольного информационно-методического центра, МИМЦ), время реализации на территории края и города крупномасштабного федерального проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). Наряду с другими направлениями в этом проекте, мы участвовали и в «грантовом» конкурсе педагогических инициатив проекта ИСО. В его рамках разыгрывался лот «Коллекция электронных уроков “Предметы регионального компонента учебного плана”». Изучив Положение данного лота и краевую программу по национально-региональному компоненту (НРК), мы поняли, что в конкурсе как раз есть ниша для нашего в нём участия. Так появилась идея проекта по созданию электронной хрестоматии «Литература Красноярского края» для педагогов и учащихся 5–8-х классов. Предполагалось, что там будут собраны все необходимые ресурсы для изучения данного предмета.

Цель проекта

Создание электронной хрестоматии для педагогов и учащихся 5–8-х классов «Литература Красноярского края».

Задачи проекта

1. Разработка моделей проекта и хрестоматии.

2. Анализ программы по НРК «Литература Красноярского края». Выборка персоналий и основного круга изучаемой литературы. Составление библиографии.

3. Отбор документов на бумажных носителях в соответствии с выборкой. Составление библиографии.

4. Оцифровка документов на бумажных носителях.

5. Разработка дизайна и оболочки продукта.

6. Создание методических рекомендаций по работе с хрестоматией.

7. Организация презентации хрестоматии.

8. Организация апробации хрестоматии.

9. Определение критериев оценки хрестоматии и её апробации.

10. Включение полученного продукта в практику работы библиотек и в целом ОУ.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА И УПРАВЛЕНИЕ

На уровне края координирующим и контролирующим центром данного конкурса и этого проекта стал региональный координационный центр (РКЦ), а в нём – стратегическая команда организаторов. В городе на базе нашего центра была организована проектная команда, в которую входили четыре малые группы: группа методистов МИМЦ, группа специалистов ЦБС, группа библиотекарей ОУ г. Лесосибирска и группа библиотекарей ОУ Енисейского района. Таким образом, наша команда была представлена библиотекарями не только системы образования нашего города, но и соседнего района, а также библиотекарями из централизованной библиотечной системы, причём в команде работали и специалисты-библиотекари, и специалисты-методисты МИМЦ (рис. 1).

Рис. 1. Структура управления проектом

 

Наш проект – сетевой. Суть его в предоставлении более широких возможностей пользователям через объединение ресурсов, открытость и доступ к более высокому уровню услуг. Необходимость сетевой структуры проекта обусловлена тем, что здесь открываются новые возможности для взаимодействия с другими организациями по вопросам информационно-библиографического обеспечения педагогов и учащихся в соответствии с их запросами и для работы над созданием нового продукта. В основе управления сетевым проектом лежат горизонтальные и вертикальные принципы взаимодействия.

Горизонтальное взаимодействие – это связь между службами нашего МИМЦ (библиотека, медиатека, методический кабинет, серверная, кабинет ИКТ, медиалекторий), через которые выстраивается управление внутри нашей сети, и сотрудничество этих структур в рамках работы над данным и другими проектами. Благодаря взаимодействию все они яснее понимают стоящие перед проектной группой цели и задачи, точнее определяют основные направления деятельности, отвечая при этом за методическое обеспечение проекта и консультативную работу.

Вертикальное взаимодействие строится на постоянных контактах подразделений горизонтального уровня (служб МИМЦ) с библиотеками и информационно-методическими центрами ОУ, городскими методическими объединениями учителей, городским отделом образования. Такая структура позволяет решать проблемы нормативной, организационной и методической поддержки, внешних экспертных оценок, консультирования, координации деятельности в контексте образовательных программ и проектов различного уровня – от муниципальных до федеральных.

На схеме, представленной на рис. 2, мы показываем те учреждения, которые на этапе реализации проекта подключились к работе и внесли свой весомый вклад.

ГорОО – городской отдел образования

МУ «УО» – муниципальное учреждение «Управление образования»

ГМО – городское методическое объединение учителей литературы

ОУ – образовательные учреждения

ИБЦ – информационно-библиотечные центры

МУ «МИМЦ» – муниципальное учреждение «Межшкольный информационно-методический центр»

Рис. 2. Учреждения, подключившиеся к работе на этапе реализации

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛУЧЕННОГО ПРОДУКТА

Создана электронная хрестоматия «Литература Красноярского края» с полнотекстовыми художественными и литературоведческими документами, иллюстративными материалами, аудио- и видеоприложениями.

• Содержание хрестоматии соответствует программе НРК по литературе Красноярского края.

• Структура хрестоматии: материал располагается по алфавиту персоналий писателей и поэтов края. Внутри персоналий материал группируется в такой последовательности:

– биография;

– произведения;

– критика;

– иллюстрации;

– библиография.

Хрестоматия задумана как некий «трансформер», который позволяет из единого целого делать по усмотрению пользователей собственные продукты: презентации, проектные и исследовательские работы, персональные или тематические выставки, обзоры и т.д.

Посмотреть хрестоматию теперь можно и в Интернете по этому адресу: http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/literature/index.htm

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

• Полученный продукт вошёл в коллекцию электронных материалов к урокам, содержащую электронное сопровождение уроков литературы по НРК в соответствии с образовательными потребностями Красноярского края.

• Хрестоматия используется как методический материал к школьным учебным проектам в рамках школьных научных обществ учащихся (ШНОУ).

• Хрестоматия предназначена для активного использования учителями на уроках и в учебных мероприятиях с целью привлечения школьников к применению ИКТ в учебной деятельности и презентации достижений учащихся в школьной сети.

• Хрестоматия является прекрасным источником для удовлетворения читательских потребностей в школьных и городских библиотеках.

• Данный продукт размещён на сайте МИМЦ, сайте НРК и направлен во все ОУ и муниципальные библиотеки г. Лесосибирска и Енисейского района, а также в другие районы Красноярского края.

 

ПЛАН-ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица

Условия, позволившие успешно завершить данный проект

• Актуальность, востребованность и перспективность идеи проекта.

• Взаимосвязь с другими проектами и программами, реализуемыми в центре и городе.

• Использование в работе ресурсов МИМЦ и ОУ (материально-техническая база, кадры, документы).

• Командный способ работы, хорошая организация, грамотное распределение ответственности, чёткое управление проектом.

• Успешный опыт работы членов команды в предыдущих проектах.

• Выстраивание партнёрских отношений, конструктивная поддержка ГорОО.

• Поддержка идеи со стороны городского педагогического сообщества.

• Регулярное отслеживание результатов, отчётность перед краевым ресурсным центром.

Шаги по встраиванию проекта в образовательное пространство учебных заведений и распространение хрестоматии:

• Шаг 1. Презентация продукта на уровне районов, ОУ и ЦБС. Использование PR-технологий (public relations).

• Шаг 2. Тиражирование и распространение продукта в ОУ и ЦБС.

• Шаг 3. Представление продукта в Интернете. Включение хрестоматии в единую краевую электронную коллекцию уроков и методических материалов НРК.

• Шаг 4. Индивидуальные и групповые методические и технические консультации по включению продукта в учебный процесс.

• Шаг 5. Презентация хрестоматии на совещаниях городского методического объединения учителей литературы и библиотечных семинарах.

• Шаг 6. Апробация ЦОР через организацию открытых уроков и занятий, мастер-классов и практикумов с использованием данного продукта.

• Шаг 7. Отслеживание результатов использования продукта.

• Шаг 8. Анкетирование пользователей.

• Шаг 9. Обобщение опыта работы, представление результатов на совещаниях школьных и городских методических объединений.

Деятельность про проекту и ресурсы

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Риски на начало проекта:

• Слабо развиты профессиональные компетентности участников проекта.

• Слабая материально-техническая база библиотек.

• Ведомственная разрозненность («ведомственный эгоизм»).

• Отсутствие опыта работы в сетевом проектном режиме (возможные проблемы с выдерживанием рамок проекта).

• Ментальность некоторых библиотекарей не соответствует современным требованиям к участникам «грантовых» проектов.

Новообразования к концу проекта:

• Развиваются профессиональные компетентности участников проекта.

• Появился опыт сетевого взаимодействия и работы в дистанционном режиме.

• Усилилась материально-техническая база библиотек за счёт приобретения оборудования, необходимого для работы в проекте. (Данное положение было прописано в конкурсных документах, мы работали на условиях софинансирования: собственные средства участник должен был истратить на обновление своей ресурсной базы, а «грантовые» средства расходовались на оплату труда конкурсантов.)

• Пополнился фонд краеведческой литературы за счёт того, что объединение красноярских писателей дарило много книг для школьных библиотек. Установились партнёрские отношения с писателями Красноярского края.

• Проведены курсы повышения квалификации членов проектной группы на базе краевого ресурсного центра. Обучение прошли пять членов проектной группы. Курсы были организованы краевым ресурсным центром (именно этот центр являлся в нашем регионе руководителем проекта ИСО и организатором конкурса педагогических инициатив).

• Повысился статус школьных библиотекарей – участников проекта.

• Отработан командный способ работы.

• Работает метод «каскада». Иногда этот метод называют «последовательное почкование». Он используется в системе повышения квалификации или переподготовки кадров. Например, в нашем случае специалисты краевого ресурсного центра проходят специальную подготовку в рамках проекта ИСО в московском центре, затем «транслируют» методики, техники и содержание такой подготовки для специалистов территориальных МИМЦ, таких как наш центр; мы в свою очередь воспроизводим и передаём полученные знания и умения педагогам образовательных учреждений. И тогда ответственность за распространение опыта и формирование профессиональных компетентностей ложится на все службы.

• Получены дополнительные средства на оплату труда библиотекарям-проектировщикам в размере 3000 долларов. Это «грантовое» вознаграждение, и финансирование здесь осуществлялось постепенно в течение всего проекта. Проектную заявку, где были просчитаны примерные расходы, оформили до получения гранта, а работа по проекту оплачивалась уже позже, в течение его реализации.

• Создан новый информационно-библиографический продукт – электронная хрестоматия по литературе Красноярского края для учителей и учащихся 5–8-х классов.

ОБЩИЙ ВЫВОД

Метод проектов – эффективная технология для решения проблем в библиотечной и педагогической сферах, в том числе проблем, возникающих при информационно-библиографическом обслуживании читателей. Проектная деятельность стимулирует работу библиотекарей в новом формате. Успешная работа в проекте даёт толчок для появления новых идей и решений. Так, например, сейчас мы разработали и представили на «грантовый» конкурс проект «Сетевой библиограф», оформляется идея корпоративного проекта по созданию единой мобильной библиотеки в городе.

К сожалению, проект «Сетевой библиограф», заявленный на конкурс в фонд Михаила Прохорова, не получил поддержки фонда, но на бумаге оформлен. (И это очень важно: значит, рано или поздно он будет реализован! – Ред.)

Действует корпоративный проект по созданию сводного электронного каталога в городе, в нём участвуют почти все школьные библиотеки. Уже отработали там три месяца, очень рады, что он получился: замечательный городской ресурс уже работает на пользователей.

И ещё один проект начал действовать – проект нашего центра (МИМЦ) и городской гимназии. Он называется «Учебно-методический центр “Интеллект” как ресурс формирования интеллектуальной элиты». Этот проект – опыт создания школьного центра на базе традиционной библиотеки.

P.S. Мы, редакция, надеемся, что когда-нибудь увидим материалы коллег из Лесосибирска о подготовке и итогах этих проектов. А может быть, и у вас, дорогие читатели, есть опыт участия в сетевом проекте и вы можете описать его так же подробно и чётко? Ждём!

 

Мысль в подарок

…Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности – это живые документы, указывающие обществу, что кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба… есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и осознанной цели.

Антон Чехов