Людмила Сухова
По страницам наших газет за октябрь 2009 года
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Бондаренко И. 13 уроков про соль / И. Бондаренко // Здоровье детей. – 2009. – № 20. – С. 17–21. – (Конкурс. Номинация «Выбор за тобой»).
Уроки: истории, биологии, физики, физкультуры и т.д. Проводятся в форме игры – либо «Что, где, когда?», либо «Умники и умницы».
Бондаренко И. Шоколадный КВН : Из цикла занятий для 7–8-х классов «Съедобное – съедобно?» / И. Бондаренко // Здоровье детей. – 2009. – № 20. – С. 22–25. – (Конкурс. Номинация «Выбор за тобой»).
Борщевская М. «И стану просто одной звездой…» : Три урока по творчеству Иосифа Бродского / М. Борщевская // Литература. – 2009. – № 19. – С. 11–16. – (Я иду на урок: 11-й класс).
Демахин А. Об игре в бисер / А. Демахин // Искусство. – 2009. – № 20. – С. 21–22. – (Урок МХК).
Общая идея игры, как и её название, навеяны одним из лучших «культурных» романов ХХ века – «Игра в бисер» Германа Гессе.
Приведены правила игры и примеры.
Кудряшева Л. Следствие ведут знатоки : Материал для викторины по произведениям А. Конан Дойла / Л. Кудряшева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 19. – С.18–22. – (Классный час).
Машковцев А. Пифагор – олимпийский чемпион? : Теоретический урок с использованием технологии критического мышления / А. Машковцев // Спорт в школе. – 2009. – № 19. – С. 14–19. – (Методика. Необычная физкультура).
В Московской «Школе “Премьер”» традиционно проходит День Пифагора для восьмиклассников. В этот день расписание уроков меняется, и на уроках алгебры, геометрии, музыки, психологии, истории дети знакомятся с основными изобретениями древнегреческого учёного. Автору материала предложили провести урок физкультуры в рамках этого дня, он согласился, так как был уверен, что Пифагор был олимпийским чемпионом, однако...
Мокеева И. И глаза скажут «спасибо»! : Проект классного часа для учащихся 4-х классов / И. Мокеева // Здоровье детей. – 2009. – № 20. – С. 29–33. – (Конкурс. Номинация «Урок здоровья»).
Сазонова М. Магия чисел : Спортивно-математическая эстафета для 5–6-х классов / М. Сазонова // Здоровье детей. – 2009. – № 20. – С. 14–16. – (Конкурс. Номинация «Физкультпривет!»).
Степанова Т. Ветер странствий : Турнир знатоков: путешествие по эпохам / Т. Степанова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 19. – С. 10–14. – (Классный час).
Суворова С. Цветочные лепестки : Этапы проектной работы / С. Суворова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 19. – С. 16–17. – (Классный час).
Хребтищева Е. Курить или не курить? : Урок русского языка в 7-м классе / Е. Хребтищева // Здоровье детей. – 2009. – № 20. – С. 10–13. – (Конкурс. Номинация «Выбор за тобой»).
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Демидов А. Безопасность в Сети : Памятка для взрослых / А. Демидов // Первое сентября. – 2009. – № 20. – С. 18. – (Детный мир. Открытый диалог).
По данным социологических опросов, лишь некоторые родители допускают мысль о том, что пребывание ребёнка в Интернете небезопасно. А учителя вообще не включают эту тему в зону своей компетенции.
Памятка для взрослых, небезразличных к тому, какой жизнью живут дети в Сети.
Каменский С. Если у ребёнка взрывной характер : Повышенная импульсивность нередко бывает связана со стилем семейного воспитания / С. Каменский // Первое сентября. – 2009. – № 20. – С. 19. – (Детный мир. Психология детского поступка).
Куприянов Б. Драма в трёх мизансценах : 10-й класс: проблемы и решения / Б. Куприянов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 19. – С. 3–6. – (Родительское собрание).
Музенитов Ш. Яблочко от яблоньки? : Наследственность и воспитание / Ш. Музенитов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 20. – С. 10–11. – (Родительское собрание).
Серёдкина Е. Ловкий грамотей : Спартакиада для первоклассников-логопатов и их родителей / Е. Серёдкина, М. Шелест // Спорт в школе. – 2009. – № 20. – С. 18–20. – (Методика. Необычная физкультура).
В сценарии представлена совместная работа учителя-логопеда, учителя физической культуры и родителей школьников. Их коррекционно-педагогическая помощь направлена на формирование и развитие двигательных и речевых навыков у учащихся-логопатов.
Кожурина Л. Наставление № … : Почему мы так мало верим в силы детей и так много – в свои? / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2009. – № 19. – С. 18. – (Детный мир. Открытый диалог).
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Иванова И. Пойми себя, пойми другого / И. Иванова // Школьный психолог. – 2009. – № 19. – С. 10–13. – (Психологические технологии).
О программе «Психология личностного саморазвития». Программа включает в себя следующие разделы: «Отношения», «Переживание», «Поведение», «Развитие», «Творчество», «Диагностирование».
ВСЕ ВМЕСТЕ
Черкашина Н. Спорт – дело семейное : Сценарий спортивного праздника / Н. Черкашина // Спорт в школе. – 2009. – № 19. – С. 34–35. – (Методика. Необычная физкультура).
ПОДРОСТОК
Винокурова Н. Пассивна или активна учащаяся молодёжь? : Социологический мониторинг / Н. Винокурова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 19. – С. 32–34. – (Классный час).
Корчагина Ю. Время перемен / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2009. – № 20. – С. 40–42. – (Вместе с психологом).
Какие трудности обычно возникают у ребят в подростковом возрасте? С чем они бывают связаны? Как может помочь психолог молодым людям и их родителям?
Корчагина Ю. Навстречу подростку : Конфликт учителя и ученика / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2009. – № 19. – С. 39–42. – (Вместе с психологом).
Конфликт между педагогом и учащимися – серьёзное переживание для обоих.
Кузьмин М. «… А близкие получают только удары по самолюбию» : Размышления старшеклассника о феномене «настоящих врачей» и «настоящих учителей» / М. Кузьмин // Первое сентября. – 2009. – № 19. – С. 17. – (Детный мир).
Скрипка Л. Современный человек : Игровой тренинг для старших подростков / Л. Скрипка // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 19. – С. 30–31. – (Классный час).
Соловьянюк-Кротова В. От виртуальных игр – к реальному делу : Как перевести компьютерную и интернет-зависимость подростка в русло социально значимой деятельности / В. Соловьянюк-Кротова // Первое сентября. – 2009. – № 20. – С. 18. – (Детный мир. Открытый диалог).
Хусид А. Подросток в современном медиапространстве / А. Хусид // Школьный психолог. – 2009. – № 19. – С. 4–6. – (Психология новой эры).
ТРУДНЫЙ РАЗГОВОР
Иваницкая Е. О дедушке спрашивать было нельзя… / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2009. – № 20. – С. 20. – (Детный мир. История взросления).
Как складываются самые первые – самые крепкие, как принято думать, – представления ребёнка о том, в каком обществе он живёт, какой мир его окружает? В несвободном обществе родители стараются не говорить откровенно о политике ни с детьми, ни даже в присутствии детей. Может быть, потому, что ребёнок очень остро чувствует, когда взрослый не свободен в своих рассуждениях…
Лебедев С. Один на один с государством : 30 октября – День памяти жертв политических репрессий / С. Лебедев // Первое сентября. – 2009. – № 20. – С. 21. – (Идеи. Судьбы. Времена).
Шеваров Д. Юноша в белой рубашке : Из тьмы небытия и безвестности вернулась к нам судьба 23-летнего московского художника Владимира Тимирёва / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2009. – № 20. – С. 23. – (Идеи. Судьбы. Времена. Имя и слово).
28 мая 1938 года 23-летний В.Тимирёв был расстрелян на Бутовском полигоне.
УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ
Вачков И. Толерантность в школе: вопросы, вопросы… / И. Вачков // Школьный психолог. – 2009. – № 20. – С. 2–4. – (Точка зрения).
Материалы круглого стола по проблеме толерантности в школе.
Этот и другие материалы рубрики – из тематического номера газеты «Толерантность».
Девина И. В борьбе со стереотипами / И. Девина // Школьный психолог. – 2009. – № 20. – С. 5. – (Гильдия).
«Прежде чем предложить практический материал для уроков толерантности, хочется предостеречь от возможных ошибок и опасностей, которые допускают некоторые усердные педагоги и психологи…»
Хухлаев И. Как говорить об «ИНЫХ»? или Измерения культуры в сфере образования / И. Хухлаев // Школьный психолог. – 2009. – № 20. – С. 6–9. – (Метод в теории и на практике).
ПРОБЛЕМА
Болсуновская Н. Дружба за конфеты, безопасность за карандаш : Вымогательство – детское, проблемы – взрослые / Н. Болсуновская // Первое сентября. – 2009. – № 19. – С. 17. – (Детный мир).
Иваницкая Е. Кто тянул министерство за язык? : Правила правописания были изменены по правилам подковёрной борьбы / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2009. – № 20. – С. 6. – (Политика образования. Приметы времени).
В Высшей школе экономики в рамках заседаний дискуссионного «Русского клуба», созданного по инициативе студентов, состоялось обсуждение проблемы, затрагивающей каждого из нас: новые языковые нормы, утверждённые новыми словарями, вышедшими в свет как раз к началу учебного года.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Резапкина Г. Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии / Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2009. – № 19. – С. 17–32. – (Книга в газете).
Публикация представляет собой фрагмент новой книги Галины Резапкиной «Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии».
РАБОЧИЙ БЛОКНОТ
Алексеева Т. День народного единства : Путеводитель по сайтам / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 20. – С. 42–43. – (Навигатор).
Белый В. Личностно ориентированный подход: работа учителя на уроке : Некоторые приёмы и задания, позволяющие каждому ученику почувствовать свой успех / В. Белый // Первое сентября. – 2009. – № 20. – С. 14. – (Школьное дело. Образовательные технологии).
Болотова Е. Измеряем учебную нагрузку / Е. Болотова // Управление школой. – 2009. – № 20. – С. 22–23. – (Наука управлять. Юридический практикум).
Дашковская О. У школы появился навигатор. Спутниковый : Космические информационные технологии повышают наглядность обучения и мотивацию новых знаний / О. Дашковская // Первое сентября. – 2009. – № 19. – С. 6. – (Политика образования. Факты. События. Тенденции).
Дмитриева О. С. Что может дать использование презентаций на уроке при их рациональном создании и применении / О. С. Дмитриева // Биология. – 2009. – № 19. – С. 19–27. – (Копилка опыта).
Каверин Ю. «Прозрачный» процесс : Распределяем стимулирующую часть ФОТ / Ю. Каверин // Управление школой. – 2009. – № 20. – С. 2–6. – (Экономика образования. Оплата труда).
Введение новой системы оплаты труда породило в педагогических коллективах массу вопросов, связанных со стимулирующей частью ФОТ. Каким образом распределить премиальный фонд? Как добиться выдачи премии всем педагогам, а не небольшой группе учителей? Какие показатели следует при этом учитывать?..
Кособок М. Планирование – залог успеха / М. Кособок // Управление школой. – 2009. – № 19. – С. 5–8. – (События. Воспитательная работа).
О работе конференции «Инновационные технологии планирования воспитательной работы в образовательном учреждении».
Куприянов Б. Противоречивое явление : Анатомия профессиональной деятельности педагога дополнительного образования / Б. Куприянов // Управление школой. – 2009. – № 19. – С. 18–26. – (Наука управлять. После уроков).
Куприянов Б. Школа как форма организации дополнительного образования / Б. Куприянов // Управление школой. – 2009. – № 19. – С. 30–33. – (Наука управлять. После уроков).
Любопытные мысли о феномене «школы» встречаются у многих исследователей. Обратим внимание на два перевода: с латинского (schola) – лестница, восхождение; с греческого (scholе) – досуг, занятие в свободное время, беседа, учебное занятие, умственный труд на занятиях, призванный обеспечить восхождение к вершинам культуры.
Ле-Ван Т. Солидарное управление ради здоровья / Т. Ле-Ван // Управление школой. – 2009. – № 20. – С. 28–30. – (События. Здоровьесберегающая среда ОУ).
Тенденция перекладывать ответственность в вопросе воспитания здорового поколения вызывает опасения: педагоги считают, что забота о здоровье детей – проблема родителей, мамы и папы видят здесь задачу медиков и школы. Причём ребёнок перенимает такой подход и не приучен за собой следить…
Леонтьева О. К здоровью школьников подошли концептуально… : На форуме «Россия – спортивная держава» разговор в основном шёл о тестах, стандартах и соревнованиях / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2009. – № 20. – С. 4. – (Политика образования. Круг вопросов).
Лепешева Е. Кто на новенького? : С чего начать работу с коллективом / Е. Лепешева // Управление школой. – 2009. – № 19. – С. 13–15. – (Наука управлять. Психологические аспекты).
Директор-новичок. С какими вопросами ему стоит разобраться в первую очередь.
Моисеев А. Миссия образовательного учреждения / А. Моисеев // Управление школой. – 2009. – № 20. – С. 10–14. – (Наука управлять. Преобразования).
Низамутдинова Т. Мобильность, системность, массовость : О внутришкольном обучении педагогов / Т. Низамутдинова, А. Муратова // Управление школой. – 2009. – № 20. – С. 35–37. – (Школьный уклад).
Сартан Я. Уходя, не гасите свет! : Школы будут обязаны создать у себя систему допобразования / Я. Сартан // Управление школой. – 2009. – № 19. – С. 27–29. – (Наука управлять. После уроков).
О роли кружков и секций, а также дворцов детского творчества, клубов, центров досуга в новой ситуации, которая диктуется общими изменениями в системе образования.
Фоминова А. Взаимодействие с ребёнком в учебном процессе : О психологических закономерностях и механизмах в обучении и воспитании / А. Фоминова // Первое сентября. – 2009. – № 20. – С. 11–12. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).
Фролова О. Учитель составляет план. Для кого? : Педагогов контролируют всё жёстче / О. Фролова // Первое сентября. – 2009. – № 20. – С. 9. – (Школьное дело).
Шаповалова Н. Технология подготовки команды актива к участию в управлении ОУ / Н. Шаповалова // Управление школой. – 2009. – № 20. – С. 40–47. – (Партнёрство. Методика).
Штейман А. Страсть к чтению / А. Штейман // Библиотека в школе. – 2009. – № 19. – С. 33–34. – (Работа с читателями. Картотека опыта).
О Бельгийском фонде чтения.
Десять фактов о пользе чтения. Пять золотых правил для тех, кто хочет приучить ребёнка к чтению.
Ювакаева Ю. Предупредительные надписи – против курения / Ю. Ювакаева // Здоровье детей. – 2009. – № 19. – С. 3–5. – (Репортаж).
Всем известно, что табак оказывает пагубное влияние на растущий организм. Но, к сожалению, среди подростков курение не теряет популярности. Этим озабочены и организаторы выставки «Предупредительные надписи в борьбе против курения», которая проходила в Москве в День города.
АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Герасимова Е. Николай Ге / Е. Герасимова // Искусство. – 2009. – № 20. – С. 8–9. – (Арт-галерея).
ЧАС ЧТЕНИЯ
Ах С. Амвросий, Муркис и Ангел / С. Ах // Библиотека в школе. – 2009. – № 19. – С. 24 . – (Остров сокровищ. Постраничное плавание).
Эта поэтическая сказка о красоте мира, о дружбе, о том, как со-су-щест-во-вать, была признана в Литве лучшей детской книгой 2002 года.
Карцев Д. Уроки Смуты: реальные и мифические / Д. Карцев // История. – 2009. – № 20. – С. 6–8. – (Книгочей).
О книге Андреева И.Л. и др. «День народного единства. Биография праздника».
Кожурина Л. Что может быть точнее точки, или Русская литература в свете истории, географии и геометрии / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2009. – № 19. – С. 23. – (Идеи. Судьбы. Времена. На книжной лестнице).
О книге Андрея Балдина «Протяжение точки. Литературные путешествия. Карамзин и Пушкин».
Шмидт С. О. Пушкин в Москве – Москва Пушкина : К выходу в свет книги «Пушкин. Москва. 1826 год» / С. О. Шмидт // История. – 2009. – № 19. – С. 16–21. – (Мастерская историка).
ИМЕНА
Берштейн А. Невольник чести / А. Берштейн // История. – 2009. – № 20. – С. 22–25. – (Забытый сюжет).
В октябре 2009 г. исполняется 150 лет со дня рождения Альфреда Дрейфуса, обыкновенного капитана французской армии, которому была уготована роль нарицательной исторической личности.
Кушнер А. О Бродском / А. Кушнер // Литература. – 2009. – № 19. – С. 6–10. – (Штудии).
Нодель Ф. А. С днём рождения, Новелла Николаевна! : К юбилею Н. Матвеевой / Ф. А. Нодель // Русский язык. – 2009. – № 19. – С. 2. – (Даты и события).
Погорелая Е. Пираты, награды, Великий Гусляр и Алиса Селезнёва / Е. Погорелая // Литература. – 2009. – № 20. – С. 4–5. – (Листки календаря).
Об Игоре Можейко (Кире Булычёве).
Порядина М. Могущество доброго сердца / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2009. – № 19. – С. 35–36. – (Личность. Календарь круглых дат).
К 190-летию со дня рождения Джордж Элиот; к 160-летию со дня рождения Элизы Фрэнсис Бёрнетт.
Шеваров Д. «Свет падает, откуда хочет» : В октябре – юбилейный день рождения у поэта Новеллы Матвеевой / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2009. – № 19. – С. 21. – (Идеи. Судьбы. Времена).