Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2010

Мария Порядина

2 февраля – 155 лет со дня рождения (1855) Всеволода Михайловича Гаршина 130 лет со времени написания рассказов “Ночь”, “Денщик и офицер”, “Attalea princeps” (1880)

ЧТЕНИЕ – прекрасное занятие, но у него тот недостаток, что оно заставляет человека думать. Тот, кто много читает, не делит мир на “чёрное” и “белое”, никогда не судит о жизни резко и безапелляционно. Ведь привычка к чтению – это привычка к осмыслению. А осмысление – это когда каждое явление рассматривается не с одной-единственной стороны, а с нескольких позиций. На классический вопрос “кто виноват?” думающий человек никогда не сможет ответить однозначно. На вопрос “что делать?” – тем более. Мыслящий человек понимает, что нет одной общей правды для всех, – у каждого своя правда, своя боль и свои резоны.

Умение осознать и принять множество правд – это, пожалуй, и есть совесть (“со-весть”). Она может сделать человека писателем, либо испортить ему жизнь, либо и то и другое вместе. Пример – Всеволод Гаршин.

Он с детства был читателем и мыслителем, и формированию такой человеческой позиции поспособствовало грустное обстоятельство: в пятилетнем возрасте Всеволод чуть не лишился матери. Ей грозила не смерть, но по тем временам “хуже, чем смерть”: она бросила семью. У мальчиков был домашний учитель, некто Завадский, весьма “идейный”, – ради него мать семейства оставила мужа и детей. Сбежала с гувернёром! Стыд, позор, кошмар и ужас.

А.О. Семёнов. Портрет Всеволода Гаршина

Я нарочно останавливаюсь на этой биографической подробности – уж очень она “сегодняшняя”, актуальная. Развод родителей, уход мамы или папы из семьи – с этим современные дети сталкиваются довольно часто. Пусть в наши дни расставание супругов не является событием “стыдным”, позорным, но для ребёнка оно всегда драматично и нередко приводит к душевным (и не только, впрочем) терзаниям.

Для семьи Гаршина это вообще было крушение! Обиженный супруг, человек военный и вполне рациональный, вдруг так растерялся, что поднял на ноги жандармское управление. Бравые спасители семейного очага арестовали не только бывшего гувернёра, но и его товарищей – как выяснилось – по революционному кружку. Одним словом, нехорошая вышла история, во всех отношениях. “Идейного” упекли куда следует, однако беглянка не вернулась к мужу, и всю жизнь Гаршин будет разрываться между матерью и отцом, которых придётся любить порознь, мучительно сознавая и вину, и правоту обоих родителей. Сохранились его письма матери, почтительные и ласковые, из которых видно, что она долгие годы принимала участие не только во внешней, “событийной”, но и во внутренней жизни сына и следила за его творчеством. Но и отец не был опереточным злодеем. Биографы писателя все утверждают, что рассказ “Ночь” является автобиографическим, а ведь именно в нём представлен образ отца – доброго, любящего и понимающего.

“Помнишь ли ты себя маленьким ребёнком, когда ты жил с отцом в глухой, забытой деревушке? Он был несчастный человек, твой отец, и любил тебя больше всего на свете. Помнишь, как вы сидели вдвоём в долгие зимние вечера, он – за счётами, ты – за книжкой? Сальная свеча горела красным пламенем, понемногу тускнея, пока ты, вооружась щипцами, не снимал с неё нагара. Это было твоею обязанностью, и ты так важно исполнял её, что отец всякий раз поднимал глаза с большой “хозяйственной” книги и с своей обычной печальной и ласковой улыбкой посматривал на тебя. Ваши глаза встречались.

– Я, папа, вон уж сколько прочитал, – говорил ты и показывал прочитанные страницы, зажав их пальцами.

– Читай, читай, дружок! – одобрял отец и снова погружался в счёты.

Он позволял тебе читать всё, потому что думал, что только доброе осядет в душе его милого мальчика. И ты читал и читал, ничего не понимая в рассуждениях и ярко, хотя по-своему, по-детски, воспринимая образы”.

Мальчик очень много читал, причём “не по возрасту” (роман “Что делать?” прочёл восьмилетним), и книги всегда имели над ним власть. Характерно, например, что когда мать привезла его в Петербург и отдала в гимназию, мальчик вместе с несколькими друзьями организовал там нечто вроде общественной библиотеки: на свои карманные деньги ребята покупали старые книги и журналы, да притом ещё, оборудовав простенькую мастерскую, освоили переплётное дело, чтобы обеспечить своей библиотеке лучшую сохранность.

При этом, однако, Гаршин прекрасно понимал, что чтение – это не вся жизнь: порядочный человек должен не только “думать”, но и действовать, совершать поступки. Недаром же Гаршин, не закончив учебного курса в Горном институте, бросился в действующую армию (по случаю очередной русско-турецкой войны). Правда, как только дошло до боевых действий, он получил пулю в ногу и вскорости, уже при офицерском чине, вышел в отставку. Но насмотреться на военные будни, ужасающие своей бессмысленностью, успел. Впечатления этих месяцев отразились во многих рассказах Гаршина, таких как знаменитые “Четыре дня”, “Трус”, “Из воспоминаний рядового Иванова”; однако самый показательный из “военных” его текстов – не о войне. “Денщик и офицер” – даже не рассказ в полном смысле слова, а скорее “зарисовка характеров”, в которой открывается тягостная бесполезность существования тех, кто лишён привычного, понятного, нужного дела и живёт вне своего предназначения.

Никчёмность человеческой жизни, не пристроенной ни к чему доброму и нравственному, – вечная тема Гаршина. Характерен в этом отношении рассказ “Ночь”, герой которого, пустотой своего существования доведённый до отчаяния, желает покончить с собой. Услышав колокольный звон, он – уже с заряженным пистолетом в руке – вспоминает детство, дом, отца и вдруг оживает душой, потому что ему внезапно открывается высший и нравственный смысл бытия. Однако сердце героя, готового к духовному возрождению, не выдерживает потрясения, и жизнь человека всё же обрывается.

Поневоле задумаешься над этим рассказом – о чём он? О бессмысленности жизни и смерти? О том, что судьба грубо насмехается над личностью и её духовными открытиями? О том, что благие намерения и прекрасные стремления, только родившись, убивают человека непосильной своей тяжестью? Или о том, как благое провидение спасает человеку душу живую? Ведь желал смерти бедняга, отчаялся совсем и хотел “самоубиться”, а это грех неспасаемый; Господь же послал ему сперва просветление и духовную радость, а потом прибрал счастливого, избавил от последнего греха.

Все истории Гаршина – какие-то вот “двойные”: с одной стороны смотришь – увидишь одну картину, с другой стороны – совсем другую. Возьмите хрестоматийную новеллу “Attalea princeps”: как её понимать? Может быть, это – как нам в школе твердили – трагическая притча об одиночестве героя, который тянется к высоким идеалам и страдает от всеобщего непонимания? Или же – история о том, что не нужно выпендриваться, потому что никакой пользы от этого нет и не будет?

Один читатель скажет, что пальма погибла, но её дело не пропало: память о подвиге пальмы сохранится в сердцевинах окружающих растений, и они из тупой древесины постепенно переквалифицируются в целеустремлённых борцов за свободу, да ещё поймут, что действовать следует не поодиночке, а сообща. Примерно это нам внушали в школе, когда вся литература была ориентирована на ленинскую периодизацию освободительного движения и в каждом дооктябрьском тексте следовало обнаруживать призыв к грядущей революции.

А другой читатель скажет, что безответственная дура была эта пальма: стремилась непонятно к чему, сама погибла и глупенькую травку погубила, оранжерею разломала, так что соседние растения вот-вот замёрзнут насмерть. И лучше бы эта пальма зеленела на радость садоводам, выращивала на себе экзотические плоды, украшала собой оранжерею и не вылезала за пределы своего предназначения. Потому что если каждое оранжерейное растение станет ломать оконные переплёты и стёкла бить, то никому жизни от этого не будет.

Первый скажет, что рост пальмы – это порыв к идеалу, стремление к небу, иными словами – к лучшей, духовно богатой жизни, и мы все должны брать с этой пальмы пример!

А второй возразит: из-за того стремления и пальме погибель, и людям убыток, и прочим растениям сплошные неприятности, – так что в нём хорошего?

Илья Репин. Портрет писателя
Всеволода Михайловича Гаршина.
1884  (фрагмент картины)

Третий же будет говорить, что все беды – от недостатка привычки к обдумыванию последствий своего поступка. Если б пальма хоть немножко умела думать своей развесистой кроной, то должна была бы понять, что тусклое северное небо – совсем не то, что роскошь тёплого юга: “здесь вам не там”. Для того пальму и держали в оранжерее, и ухаживали за ней, и поливали, и подкармливали, чтобы ей хорошо рослось и цвелось, а она вместо “спасибо” полезла рушить потолок – неба ей, видите ли, захотелось. Между прочим, другим-то растениям совершенно и не хотелось такой “лучшей доли”, – но когда это революционно настроенные пальмы прислушивались к чаяниям соседних деревьев?

Вот автор-то, в отличие от неразумной пальмы, думал всегда “за тех и за других” – совестливый человек не может иначе. И противоречия бытия, в котором “каждый прав”, были для него поистине трагическими, “гамлетовскими”.

“…Так совесть делает из всех нас трусов; вот как решимости природный цвет под краской мысли чахнет и бледнеет” – жаловался (в переводе К.Р.) датский принц, упрекая себя в бездействии, в пристрастии к чрезмерно продолжительным размышлениям. Поэтому так легко был пущен слух о безумии Гамлета. В случае же с Гаршиным и слухов никаких не надо – его душевная болезнь была вполне медицинским фактом. Однако биографы-современники замечали: психическое расстройство “выражалось в таких проявлениях, что трудно было определить, где кончается высокий строй души и где начинается безумие”. Этот внутренний разлад и привёл Гаршина к пресловутому броску в лестничный пролёт…

Мне эта лестница видится символически – как жизненный путь человека мыслящего, стремящегося вверх, к совершенству духа. Он устал двигаться постепенно, со ступеньки на ступеньку, подолгу задумываясь над каждым шагом; ему захотелось взлететь… но полёт стал падением.

А всё отчего? От мыслей да от книг. Слишком много читал, слишком много думал. Слишком мало жил…

Статья подготовлена при поддержке свадебного агентства «iMarry». Если Вы решили соединиться узами брака со своим любимым человеком, то оптимальным решением станет обратиться в свадебное агентство «iMarry». На сайте, расположенном по адресу www.Imarry.Su, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать подробную информацию о ценах и акциях, действующих на данный момент. В свадебном агентстве «iMarry» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.