Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2010

ОФИЦИАЛЬНО

Светлана Журова: школьные библиотеки должны быть оснащены патриотической литературой

29 января 2010 г. вице-спикер Госдумы С.Журова встретилась с вдовой детского писателя Сергея Алексеева, членом Союза писателей РФ Валентиной Алексеевой. Главной темой обсуждения стало творческое наследие писателя, на исторических повестях и рассказах которого выросло уже несколько поколений россиян.

Светлана Журова отметила: “Сейчас необходимо заниматься вопросами патриотического воспитания учащихся, в том числе и посредством чтения. На мой взгляд, это должно стать серьёзной задачей Года учителя.

Мне бы хотелось, чтобы школьные библиотеки, которые сейчас находятся далеко не в лучшем состоянии, были оснащены патриотической литературой. Уже составлен список из ста патриотических произведений, которые должны быть в каждой школьной библиотеке. Список готовился при участии библиотекарей и согласован с Людмилой Путиной, которая является руководителем Центра развития русского языка. Надеюсь, что проект будет реализован в нескольких пилотных регионах и в него будет включено и оснащение школьных библиотек, и стимулирование интереса к патриотической литературе”.

http://edinros.er.ru/er/text.shtml?11/9847

 

В бюджете–2010 на книги выделено меньше денег

В конце декабря 2009 года приказом министра культуры РФ был утверждён организационно-финансовый план по реализации Федеральной целевой программы “Культура России” на 2010 год.

По статье “издание социально значимой литературы” проводится финансирование подпрограммы “Поддержка полиграфии и книгоиздания”, в рамках которой Роспечать предоставляет средства книгоиздателям. Выделенная на следующий год сумма составляет 88 миллионов рублей, что на 7,5 % меньше, чем в прошлом году, и на 21,4 % меньше, чем было предусмотрено по плану изначально.

На проведение Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества из федерального бюджета будет выделено 2,63 миллиона рублей. Эта сумма превышает прошлогодние расходы, но меньше предполагаемой по первоначальному плану программы.

Всего федеральный бюджет через Роспечать в 2010 году израсходует 131,3 миллиона рублей на реализацию программы “Культура России”.

Через Минкультуры РФ в 2010 году библиотеки могут рассчитывать более чем на 2,4 миллиарда рублей.

http://pro-books.ru/news/3/3474

 

КОНФЕРЕНЦИИ, ПРЕМИИ

Состоялось заседание Программного комитета Международной конференции “Крым–2010”

21 января 2010 г. в ГПНТБ России состоялось заседание Программного комитета Международной конференции “Крым–2010”. На заседании присутствовали члены Программного комитета и приглашённые специалисты.

Было одобрено включение в программу Международной конференции “Крым–2010” заявок на проведение следующих мероприятий:

1. Круглый стол “Особенности работы с молодёжью в публичных библиотеках и библиотеках учебных заведений” (от Российской государственной библиотеки для молодёжи).

2. Круглый стол “Кадровая библиотечная молодёжная политика: сегодня и завтра” (от Российской государственной библиотеки для молодёжи).

3. Круглый стол, посвящённый 100-летию Дома М.А.Волошина (от Коктебельского ЭИКЗ “Киммерия М.А.Волошина”).

4. Семинар “Цифровые проекты для сохранения культурного наследия” (от Национальной библиотеки Швеции).

5. Семинар “”Окна в Америку” – 10-летие программы”.

6. “Библиотеки. 65-летие Победы” – программа, посвящённая памяти Г.Я.Бакланова.

Программу работы секции 12: “Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества” предполагается сохранить в формате прошлого года: работа в течение четырёх дней, проведение мастер-классов, дискуссионных столов. Запланировано совместное заседание с Российской государственной библиотекой для слепых по организации работы с незрячими детьми.

Финальное заседание Программного комитета по утверждению программы конференции “Крым–2010” состоится в начале апреля 2010 г.

Соб.инф.

 

Объявлен первый победитель премии “НОС”

Литературная премия “НОС” (“Новая словесность”) была основана в 2009 году Благотворительным фондом Михаила Прохорова для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке.

Лауреатом литературной премии “НОС” названа Лена Элтанг – писательница из Вильнюса. Её наградили за роман “Каменные клёны”.

Кроме того, в короткий список “НОСа” вошли: А.Аствацатуров, Т.Бочарова, Л.Гурский, С.Носов, А.Степанов. По результатам читательского голосования, проведённого на сайте премии, победителем стал Владимир Сорокин за роман “Сахарный Кремль”.

Премия “НОС” является новым приоритетным проектом Фонда и входит в состав его масштабной просветительской программы под названием “Книжный мир”. Этот программный блок включает в себя организацию и поддержку ежегодной Красноярской ярмарки книжной культуры (КРЯКК), грантовый библиотечный конкурс, комплектацию библиотек качественной литературой, международную программу Transcript – поддержку перевода российской гуманитарной и художественной литературы на иностранные языки.

http://www.krupaspb.ru/piterbook/business/news.html?nn=1243

 

РОССИЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ

Оцифровка изданий для детей

Проект “Редкая детская книга” инициирован Российской государственной детской библиотекой. За 14 месяцев планируется оцифровать примерно 1000 книг, подготовить аудио-версии около 100 книг, которые позволят ознакомиться с шедеврами детской литературы детям с ограниченными зрительными возможностями и детям дошкольного возраста, не умеющим читать.

Работа будет сосредоточена вокруг редких книг конца XIX – первой трети XX веков, которые уже не являются объектом охраны авторских прав.

Электронная библиотека редких книг не только позволит сохранить старые и ветхие книги, но и предоставит возможность ознакомиться с оцифрованными изданиями всем желающим. Доступ к коллекции будет открытым для любого пользователя Интернета, что, по замыслу организаторов, увеличит круг читателей.

http://pro-books.ru/sitearticles/2746

 

Санкт-Петербург: исследование по чтению

Книги читают около 63 % петербуржцев, в среднем горожане посвящают чтению 7,4 часа в неделю. Таковы результаты исследования, заказанного Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ.

Больше других читают домохозяйки – 9 часов в неделю, меньше всего – руководители и предприниматели – 3,9 часа. Горожане тратят на покупку книг в среднем около 200 рублей в месяц.

В Санкт-Петербурге на 20 тысяч населения приходится один книжный магазин, в то время как в финском Турку – один магазин на 7 тысяч населения.

Самые активные читатели-петербуржцы – люди 45–55 лет, с высшим образованием, читающие в месяц 5–10 библиотечных книг.

Выбор книг: по советам друзей выбирают книги 58 % людей; по Интернету – 51 %; прочитав о них в СМИ, – 33 %. Около 60 % респондентов говорили, что испытывают сложности с выбором литературы, причём сложнее всего выбирать чтение для души, профессиональную и учебную книгу.

Читатели предпочитают книги в твёрдых переплетах, в то время как полиграфисты всё более тяготеют к печатанию книг в мягких обложках. Доля электронных изданий на рынке невелика – не более 1–1,5 %, а число тех, кто покупает аудиокниги, становится всё меньше.

Статистический опрос охватил одну тысячу человек.

http://www.dp.ru/a/2010/01/29/Issledovanie_peterburzhci

 

Братск: организованы бесплатные курсы для желающих работать в библиотеках

В библиотечной системе Братска решили развеять мифы о библиотечной профессии и привлечь молодые кадры. Для этого организовали бесплатные обучающие курсы для желающих работать в библиотеках.

О своём желании освоить азы библиотечного дела заявили 12 человек. В группе даже есть два мужчины. Программа обучения рассчитана на четыре месяца. За это время начинающих библиотекарей научат разбираться в каталогах, работать с информацией и ориентироваться во множестве книг. Потом из числа “студентов” выберут самых успешных, которые и получат направление на учёбу в Восточно-Сибирскую академию искусств. После обучения им готовы предоставить рабочие места в центральной библиотечной системе города.

http://baikal24.ru/page.php?action=showItem&type=news&id=18748

 

Курган открывает Год детского чтения

Муниципальные библиотеки Кургана подготовили программу “Год детского чтения в Кургане”. Она посвящена Году учителя, а если точнее, то педагогам – руководителям детского чтения. Открытие программы Года детского чтения состоялось 31 января в Центральной детской библиотеке им. Н.Островского. Там же будут подведены итоги акции “Начни год с книгой!”.

В рамках программы пройдут мероприятия для юных читателей и педагогов. Например, конкурс “Электронное письмо другу о прочитанной книге” можно будет отправить по адресу cbs-kurgan@mail.ru. Лучшие послания будут опубликованы на сайте Централизованной библиотечной системы сbs-kurgan.com.

В феврале стартует благотворительная акция “Эти книги для детей безвозмездно от друзей”. Собранная литература будет передана в дар воспитанникам детских домов.

В год 65-летия Великой Победы серьёзным и значимым событием станет библиотечная вахта памяти “Зауралье в годы войны”, которую каждая городская библиотека будет нести в течение недели.

Кульминационным событием станет большой городской праздник книги и чтения, который пройдёт в мае, в День славянской письменности и культуры.

http://www.kurgan-city.ru/10index.php?sec=inf&lenta=1&id=15779

 

Томск и Томский район запланировали более 60 совместных мероприятий

В рамках создания Томской агломерации Томск и Томский район запланировали на 2010–2012 годы более 60 совместных мероприятий.

Среди них создание сетевой модели повышения профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров, развитие сотрудничества детских общественных организаций и учреждений дополнительного образования.

В ближайшее время между Томском и Томским районом будет разработана система взаимодействия муниципальных публичных библиотек города и области.

http://obzor.westsib.ru/news/315928

 

Новосибирск: горожанам предлагают прослушать цикл лекций о библиотеках Новосибирска

2010 год объявлен в Новосибирске годом истории муниципальных библиотек. Первая презентация, посвящённая библиотеке им. А.П.Чехова – одной из самых старейших в городе, – состоялась в Городском центре истории новосибирской книги.

http://nsk.kp.ru/online/news/609949/

 

Читаем Чехова в метро

В новосибирском метро стартовала просветительская акция “Читайте Чехова!”. В вагонах метро и на станциях метрополитена появились плакаты с цитатами из рассказов, пьес, писем писателя.

http://news.ngs.ru/more/58621/

 

Иркутск: прошёл V Городской образовательный форум

В этом году форум вместил целый комплекс мероприятий: прошли смотры-конкурсы, образовательная ярмарка, международная конференция “Эврика”, Детский форум, конференция для молодых специалистов “Имя тебе – педагог”, молодёжный компьютерный фестиваль, дни педагогического мастерства и дни открытых дверей во всех образовательных учреждениях города.

В рамках мероприятия состоялись финалы семи муниципальных конкурсов, в том числе “Лучшая школьная библиотека – 2010”, “Лучшая методическая служба муниципального образовательного учреждения”.

http://irk.kp.ru/daily/24428.4/596906/

 

МИР БИБЛИОТЕЧНЫЙ

США: скончался писатель Джером Дэвид Сэлинджер

29 января 2010 г. в США, в штате Нью-Гемпшир, на 92-м году жизни умер Джером Сэлинджер – классик американской литературы, автор романа “Над пропастью во ржи”.

Писательская карьера Сэлинджера началась с публикации коротких рассказов в нью-йоркских журналах. Его первый рассказ “Молодые люди” был опубликован в журнале “Стори” в 1940 году. Первую серьёзную известность Сэлинджеру принёс короткий рассказ “Хорошо ловится рыбка-бананка”. Спустя одиннадцать лет после первой публикации Сэлинджер выпустил свой единственный роман “Над пропастью во ржи”, который встретил дружное одобрение критики и до сих пор сохраняет популярность.

Книга была запрещена в нескольких странах и некоторых штатах США за депрессивность и употребление бранной лексики, но сейчас во многих американских школах входит в списки рекомендованной для чтения литературы. К 1961 году роман был переведён уже в двенадцати странах, включая СССР, где его напечатали в журнале “Иностранная литература” (№ 11 – 1960).

В последние годы писатель жил затворником в городке Корниш, штат Нью-Гемпшир. Он отказывался давать интервью, запретил печатать его ранние произведения и больше не появлялся на публике.

http://svpressa.ru/culture/news/20370/

 

Эстония: 2010 год объявлен Годом чтения

Главная цель проекта – поддержать и пробудить в Эстонии интерес к книгам и чтению.

Министр культуры Лайне Янес отметил: “Хотя Год чтения и был объявлен для всех нас, в первую очередь он все же предназначается молодёжи и детям, чтобы развивать в подрастающем поколении привычку читать книги”.

В рамках Года чтения Эстонию посетит целый ряд известных российских писателей. Пройдёт встреча читателей с петербургским поэтом и переводчиком М.Ясновым. На этот год также намечено проведение Балтийской книжной ярмарки, литературных фестивалей Prima Vista и Head Read, в которых примут участие российские писатели Д.Быков и М.Шишкин, французский прозаик русского происхождения А.Макин.

Для русских читателей запланирован цикл литературных передач на Радио 4 о литературе в Эстонии – как эстоноязычной, так и русскоязычной. Также будет представлен исторический обзор эстонских сказок и эпосов.

http://novosti.err.ee/index.php?26192460

 

Франция: в Париже начались мероприятия, посвящённые году России во Франции

Этот год России во Франции и Франции в России в Париже называют “перекрёстным”. Одновременно две страны должны “переплестись” не только в сфере образования, но и культуры, науки, высоких технологий, спорта.

В январе в Париже в течение двух дней проходил Российско-французский студенческий форум. Он стал своего рода “предисловием” в “книге о перекрёстном годе”. На форум съехались представители десятков российских вузов.

Для российских студентов этот форум начался с автобусной экскурсии по Парижу: Монмартр, Триумфальная арка и главная студенческая достопримечательность – почтенная Сорбонна. Помимо экскурсий, студентов ждут круглые столы и семинары. В фокусе самые серьёзные темы: политика, энергетика, кризис и совместная работа.

Официально старт году России во Франции и Франции в России дадут в марте президенты двух стран.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=337750

 

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

...директора по развитию издательства “Просвещение”, члена-корреспондента Российской академии образования, доктора географических наук Виктора Дронова – об электронных образовательных ресурсах

“… Электронные образовательные ресурсы (ЭОРы), конечно, упростили работу учителю: процесс обучения теперь можно сделать нагляднее, демонстрируя процессы, явления, которые раньше описывались только словами. Это повышает мотивацию учеников и качество знаний.

Но у педагогов возникли и сложности. Впервые в отечественной практике на них обрушилась лавина электронных ресурсов и пособий, они не успевают их “проработать” и научиться эффективно использовать. Практически все учителя владеют традиционными методиками, а дидактика информационно-образовательного пространства только начинает оформляться. И школе, и педвузам предстоит её осмыслить, чтобы перестроить учебный процесс. Главный критерий использования ЭОР – педагогическая целесообразность.

…Большая часть присутствующих на рынке электронных ресурсов содержательно не состыкована с учебниками и другими учебными материалами. Учителя удивляются: почему в учебнике, который прошёл экспертизу РАН, РАО, получил гриф “Допущено” или “Рекомендовано” Минобрнауки, даны одни определения, а в ЭОРе – совсем другие? Назрела острейшая необходимость в создании государственного механизма экспертизы ЭОРов, поступающих в школу.

…ЭОРы – это новейший образовательный инструмент, закладывающий основы педагогики будущего. Но сиюминутных фантастических образовательных результатов от их использования ждать не стоит”.

http://www.rian.ru/edu_analysis/20100121/205585435.html

 

…специалистов из Эстонии: доцента Таллиннского университета Натальи Мальцевой-Замковой и главного специалиста отдела общеобразовательных программ (русский язык и литература) Государственного экзаменационного и квалификационного центра Ирины Логвиной – о проблемах детского чтения

Они авторы недавно вышедшего в свет пособия “От текста к тексту” для учеников 5–6-х классов. И просто родители, тоже проходившие уроки чтения вместе со своими детьми.

“…Сегодня вопросов о детском чтении много. Не секрет, что культа книги уже нет и современные дети читают мало. В информационном веке чувствам и отношениям не уделяют такого внимания, как раньше, главное – это информированность.

…Мы можем сколько угодно ругать компьютер и Интернет, но от этого ничего не изменится – это реалии нашей жизни. Изменить их мы не можем. Но изменить свои взгляды на существующие проблемы в наших силах.

…У многих сложилось ошибочное мнение: если ребёнок “бродит” в Интернете, то это значит, что он не читает. Хочется сказать несколько слов в защиту ребёнка. На поиск информации в Сети он затрачивает много энергии и времени.

…Всегда ли мы, взрослые, понимаем проблемы, с которыми сталкивается современный ребёнок? Всегда ли готовы помочь? Зачастую мы и делать-то это не пытаемся, а просто говорим: “Время такое, современные дети читать не хотят...” Время действительно другое, и сегодня существенным должно быть не то, чтобы ребёнок читал много, а то, чтобы он полноценно воспринимал информацию, был в состоянии осознать прочитанное. Только понимая это, мы сможем помочь ребёнку превратить чтение в увлекательное занятие.

…Что может вызывать у ребёнка неприязнь к чтению? Исследователи проблем детского чтения называют ряд причин. Важнейшая из них – отсутствие поддержки интереса ребёнка к чтению в семье:

• ребёнку не читают вслух или читают вслух очень много, пытаясь всё сделать за ребёнка; взрослые сами не читают;

• взрослые не рекомендуют детям, что интересно и полезно было бы прочитать;

• родители не учитывают, что ребёнку чтение даётся с трудом, и принуждают его читать самостоятельно, без всякой поддержки и т.д.

Другая существенная причина – школа не формирует правильного отношения к чтению:

• не всегда содержание изучаемых произведений соотносится с действительностью;

• в арсенале учителя отсутствуют методы, прививающие любовь к чтению и самой литературе;

• программа по литературе не учитывает интересы и проблемы современного ученика.

Аудиокнига – это очень удобное и полезное современное изобретение. Многие дети с удовольствием слушают аудиокниги. Однако аудиокнига предполагает восприятие текста без посредника, а ведь в определённом возрасте у ребёнка существует потребность общения со взрослым во время чтения, и он ждёт радости от общения с нами. Поэтому слушание аудиокниг не исключает чтения книг ребёнку вслух и обсуждения их содержания.

В чём особенности электронной книги? Сегодня часто спорят о том, чему отдать предпочтение – бумажной или электронной книге. Но как бы этот спор ни решился, сегодня совершенно очевидно, что молодой человек, не умеющий пользоваться электронными текстами, не познакомившийся с технологиями Интернета, не сможет в будущем найти своё место в информационном обществе. Поэтому кратко перечислим основные особенности электронной книги:

• не занимает места в пространстве;

• в памяти компьютера занимает мало места;

• может быть прочитана не только с экрана компьютера, т.к. уже появились специальные устройства для чтения электронных книг – “book reader”;

• может тиражироваться;

• может храниться очень долго;

• может иметь гиперссылки на звуковые или видеофайлы;

• чаще всего бесплатна”.

http://novosti.err.ee/index.php?26192500

Подготовила Елена Иванова