Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2010

Татьяна Рудишина

НА ОБЛОЖКЕ – “Как хорошо…”. Открыли обложку – “Как хорошо уметь…”. Перевернули страничку – “Как хорошо уметь читать!..” Игра, лёгкое озорство, хороший стиль начинаются прямо с обложки сборника стихов, рассказов, повестей, сказок для детей участников литературного фестиваля “Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗА” (Санкт-Петербург 26–28 ноября 2009 года). Когда-нибудь эту книжицу, изданную тиражом, который столь мал, что его даже не указали составители, будут разыскивать чудаки-исследователи детской литературы нулевых годов ХХI века.

Среди авторов в основном те, кто: уже имеет выпущенные книжки, журнальные публикации, был удостоен звания лауреата тех или иных литературных конкурсов, был замечен литературной общественностью, – Галина Дядина, Ирина Зартайская, Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак, Евгения Ярцева, Дина Бурачевская, Тамара Михеева, Наталья Дубина, Елена Усачёва и другие.

Сборник начинается с напутствия молодым литераторам, к которым обратились, одновременно к читателям и молодым авторам, столпы питерской детской книги В.М.Воскобойников, М.Д.Яснов, С.А.Махотин – они же – хранители традиции. Их обращение во многом именно об этом – об осознании традиции в детской литературе. Недаром В.М.Воскобойников вспоминает, как при издательстве “Детгиз” работало литературное объединение молодых писателей, ставших впоследствии знаменитыми: Святослав Сахарнов, Радий Погодин, Николай Сладков, Виктор Голявкин, Мария Семёнова, Екатерина Мурашова. Лучшие произведения печатались в сборнике “Дружба”.

В кресле Людмила Степанова. Стоят: Елена Ракитина, Дина Крупская,
Наталья Дубина и Аня Игнатова. На корточках штатный художник “Костра”
и иллюстратор детских книг Оля Граблевская.
Фото Сергея Фролова

 

Сергей Махотин, Михаил Яснов, Валерий Воскобойников.
Фото Ивана Мельника

Что нужно уметь молодым авторам? “Держать звук” (духовное завещание Самуила Яковлевича Маршака поколению Валентина Дмитриевича Берестова) и “Уметь слышать”. Теперь уже своими хитростями-премудростями с молодыми литераторами делится следующее поколение – Михаил Яснов и Сергей Махотин. Чтобы не прервалась ТРАДИЦИЯ.

“ДЕРЖАТЬ ЗВУК”

Однажды Валентин Дмитриевич Берестов, рассказывая о Самуиле Яковлевиче Маршаке, передал нам духовное завещание своего учителя: “держать звук”.

Мне кажется, хорошие стихи для детей пишутся тогда, когда поэт понимает задачу, знает аудиторию и умеет “держать звук”, то есть пишет стихи, в которых проявляется самостоятельность поэтического мышления, неожиданность и точность звучания слова.

Молодые поэты, представленные в этом сборнике, – все, хотя и в разной степени, – обладают этими качествами и владеют этими навыками. Более того: большинство просто “погружены” в язык, поэтому, возможно, им в значительной степени присущи “филологический юмор” и оглядка на традицию, что сказывается в вольном или невольном цитировании предшественников и переосмыслении узнаваемых традиций.

В двадцатом веке русская детская поэзия превратилась в значительное явление общей поэтической культуры. И снижать эту планку не годится ни при каких обстоятельствах.

Поэтому наш общий разговор идёт вот о чём: что же нужно поэту, пишущему прежде всего для маленьких, чтобы его мастерство (а оно в серьёзном деле обязательно со временем приходит) стало сутью жизни и основой судьбы?

А нужно, на мой взгляд, вот что.

Любить детей.

Любить родителей.

Любить библиотекарей.

Любить литературу.

Главное – любить язык.

Научиться не изобретать велосипедов.

Очень внимательно слушать, что говорят дети.

Много написать, прежде чем опубликоваться.

Уметь читать – это самое трудное.

Ни в коем случае не обижаться на критику, даже на самую суровую.

И, как любой ребёнок, уметь счастливо удивляться.

Михаил Яснов

 

...И УМЕТЬ СЛЫШАТЬ

К глагольному названию нашего сборника я бы ещё добавил пару глаголов: “уметь слышать”. Уметь слышать и улавливать ежеминутно меняющуюся пластику детской речи, слышать и различать такие не похожие друг на друга голоса своих коллег по творчеству, и главное – уметь слышать свой голос, точнее, голос того, кто живёт внутри тебя, подсказывая количество строк в строфе и порядок слов в предложении. Умение слышать себя определяет интонацию. Она всегда неповторима. Вот почему в детской литературе нет и не может быть конкуренции. Вот почему детских писателей гораздо меньше, чем взрослых. Ибо не всякому дано сложно сочинённое предложение сделать столь простым, что даже троечник перепишет его без ошибок. А то и запомнит наизусть. И вдруг чему-то хорошему научится и что-то удивительное для себя откроет.

Авторы этой книги живут в разных городах, по-разному пишут, и герои их стихотворений, рассказов, сказочных повестей – разного возраста. Объединяет молодых поэтов и прозаиков то, что они умеют слышать, говорят своим голосом, а значит – не фальшивят. Это чрезвычайно важно!

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «reebok.ru». Если вы решили приобрести качественную и надежную обувь для танцев, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «reebok.ru». На сайте, расположенном по адресу www.reebok.ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать обувь для танцев по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.reebok.ru.

Я им верю. Все они талантливы. Все интересны. Всех, я надеюсь, ожидает счастливая встреча со своими читателями.

Сергей Махотин