Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2010

Гвидо Петтер

Чтение и психологическое развитие ребёнка. Доклад на конференции Международной ассоциации школьных библиотек (IASL)

Гвидо Петтер

профессор Падуанского университета, один из крупнейших специалистов Италии в области психологии подросткового возраста, воспитания и педагогической психологии, Падуя, Италия

ПРЕЖДЕ всего хочу уточнить, что, говоря о чтении, я буду касаться только чтения сюжетных (повествовательных) книг. При этом я оставляю в стороне методику, посредством которой может происходить такое чтение, – через использование традиционных книг, а не приобретающих популярность электронных книг, – и говорю лишь о содержании книг и о том, как оно влияет на психологическое развитие.

Как психолог, считаю необходимым отметить то, что повествовательные тексты способны знакомить детей и подростков с чрезвычайно ценным опытом, с богатыми образовательными возможностями, и потому в школьном образовании они должны занимать очень значимое, если не центральное, место (по крайней мере, в некоторых случаях и в определённом возрасте).

***

Для иллюстрации этих образовательных возможностей я бы хотел воспользоваться образом, который можно назвать “метафорой магического куба”. Чем способна помочь нам эта метафора? Во-первых, она указывает на разные аспекты личности, развитию которых может способствовать сюжетный текст. У куба шесть сторон, или граней, и таково же число аспектов, которые я собираюсь здесь рассмотреть в этом выступлении. Далее, подобно тому, как стороны куба обладают собственной индивидуальностью, но при этом взаимосвязаны, будучи частями одного и того же тела, так и аспекты личности, хоть и имеют свои особенности, связаны друг с другом как составные части конкретной совокупности. И наконец, подобно тому, как куб можно повернуть таким образом, чтобы выделить ту или иную его сторону, так и в повествовательном тексте (будь то сказка, роман или мемуары) мы можем подчёркивать в данный момент то содержание, которое конкретно связано с определёнными аспектами формирующейся личности.

Первый такой аспект – развитие познавательной деятельности с её двумя основными составляющими, а именно рациональностью и воображением, характерные особенности которых я хотел бы напомнить. Рациональность имеет отношение к любому содержанию, несущему печать реальности или необходимости. Подобное содержание присутствует в таких предметах, как история, география, естествознание или математика, причём оно рассматривается в строгих рамках пространственных, временных, логических и причинных отношений; например, Колизей действительно существует, он находится в Риме и был построен в первые века Римской империи. Когда содержание связано с воображением, оно не несёт печати реальности (взять хотя бы персонажей сказки) и его разработка не бывает строгой в плане использования отношений; например, в сказке “Спящая красавица” время останавливается на сто лет, но только для обитателей замка; во многих сказках причинные отношения заменяются магическими действиями. Таким образом, в повседневной жизни рациональность и воображение выполняют разные, но одинаково важные функции; я не буду их здесь анализировать. Часто эти два компонента так или иначе взаимодействуют друг с другом. Поэтому в период детства и отрочества необходимо поощрять их сбалансированное развитие, когда первому не отдаётся предпочтение в ущерб второму (что нередко происходит в наших школах). Лично я считаю, что именно в этом, то есть в содействии такому сбалансированному развитию, одна из важнейших функций повествования.

В некоторых повествовательных текстах главную роль играет воображение (притом не полностью исключая рациональность). В сказке присутствуют волшебные предметы и персонажи и происходят чудесные события, но её базовая структура сохраняет многие элементы рациональности: для своих путешествий герои пользуются транспортными средствами; для отдыха они останавливаются на постоялом дворе и т.д. В других же повествовательных текстах имеется относительное равновесие, например – в исторических легендах или в приключенческих или научно-фантастических романах. А в третьих текстах главную роль играет рациональность; например, в великих произведениях классической литературы, детективных романах и особенно в мемуарах и дневниках (где, впрочем, всегда наличествует и воображение, например в использовании сравнений). Таким образом, применение различных повествовательных текстов позволяет не только “культивировать” два способа мышления, которые мы здесь обсуждаем, но также – в условиях школы – акцентировать внимание на характеристиках того или другого, узаконивая оба.

Второй аспект (или вторая грань “куба”) касается формирования знаний в различных областях. Сюжетные произведения всегда дают возможность узнать что-то новое. Это может относиться к сфере языка: уже в дошкольном возрасте ребёнок, слушая чтение взрослого, постепенно усваивает новый словарь, а также – благодаря тому, что дети желают раз за разом слушать одну и ту же историю, – грамматические и синтаксические формы (глагольные времена и наклонения, главные предложения, зависимые предложения, придаточные предложения и так далее). Такое обучение продолжается в школьные годы, причём повествовательные тексты всё больше усложняются в плане разнообразия словаря и сложности синтаксических структур (например, сослагательных предложений).

Однако сюжетное произведение может сообщать новые знания и в географической, исторической или научной сферах. Возьмём, к примеру, такой текст, как “Приключения Гекльберри Финна” Марка Твена, где действие происходит в регионе реки Миссисипи во времена рабства до и после отделения южных штатов, или другие знаменитые романы, например “Таинственные остров”, “Двадцать тысяч лье под водой” или “Тайна чёрных джунглей” (первые сведения о пустыне, прерии, экваториальном лесе или полярном регионе я получил ещё ребёнком, читая книги Эмилио Сальгари и отчасти – Жюля Верна). А вот примеры повествования в форме дневника или мемуаров: книга Луссу “Один год на нагорье” – о Первой мировой войне и о жизни в окопах; книга Ригони Стерна “Сержант в снегу” – об отступлении из России во Вторую мировую войну и о заснеженной степи; книга Примо Леви “Если это человек” – о преследовании евреев и концлагерях.

Третий аспект, который может символизировать ещё одна сторона нашего куба, касается знакомства с проблемами, выдвигаемыми жизнью, и возможных решений этих проблем, а следовательно – воспитания оптимистического взгляда на творческие способности. В хорошем повествовании часто описываются какие-то проблемные ситуации, в которых оказывается герой. Это имеет место и в сказках. История “Гензеля и Гретель”, в сущности, начинается с проблемы, с которой столкнулись родители, неспособные прокормить двоих детей, и для которой они находят бесчеловечное решение: бросить детей в лесу. Дети, подслушавшие разговор родителей, изо всех сил стараются найти путь домой, и Гензель решает задачу, набив карманы камушками, – и так далее до конца истории. А вот современная сказка – “Жизнь с кошками” Джанни Родари. Здесь дедушка, не находя понимания у родных, которые не обращают на него внимания, решает проблему, уйдя из дома на площадь Аргентины в Риме, место обитания множества кошек, где превращается в кота, чтобы затем, возвратившись домой, получать те ласки и то внимание, которых он был лишён раньше. То же происходит в легендах: например, у Гомера греки после десятилетней осады никак не могут захватить город, и Улисс находит решение – придумывает гигантского деревянного коня. При возвращении на родину ему приходится столкнуться с ещё одной задачей: как спасти себя и своих товарищей от Полифема. Улисс решает её, предложив гиганту вина, сказав Полифему, что его, Улисса, зовут “Никто”, а затем ослепив горящей головешкой. Приключенческая литература изобилует разными проблемами. Проблема Тома Сойера – как избавиться от скучной работы по покраске забора, и Том находит решение, представив её друзьям как увлекательное занятие. Робинзон сталкивается с фундаментальной проблемой (состоящей из ряда конкретных задач): с проблемой выживания на острове, где он очутился в результате кораблекрушения. Проблемы Анны Франк и её семьи – это тоже выживание, в условиях войны и преследований в таком большом городе, как Амстердам, а также проблема совместного житья в узком пространстве, проблема общения и так далее.

Четвёртый аспект психологического развития, которому может содействовать повествование, это эмоциональное развитие. Повествование способно возбудить эмоциональное напряжение, связанное с переживаемыми героем событиями. Я уже вспоминал сказку “Гензель и Гретель”, где присутствуют разнообразные эмоции: изумление и ужас детей, узнавших о решении их родителей, боязнь заблудиться в лесу, радость при обнаружении марципанового домика, ужас перед тем, что ведьма посадит их в печь. Сильные чувства (например, гнев, страдание и любовь) часто испытывают герои легенд, приключенческих книг, мемуаров, дневников, а вместе с ними и читатель. Такие переживания способствуют эмоциональному развитию двумя способами. Прежде всего, как отмечает Боттелхайм, они представляют собой своеобразную “вакцинацию”, выполняемую в защищённых ситуациях, которая поможет ребёнку сдерживать те же чувства, когда он будет испытывать их в “реальности” (как, например, в “страшных сказках”). Кроме того, в повествовании обычно описываются ситуации, когда действующие лица, хотя и испытывают сильные чувства, не оказываются подавленными ими. Например, “Бесстрашный Джованни” Майкла Бьянко не убегает из дома с привидениями, где он собирается переночевать, даже после того, как видит вылезающие из печи руку, затем ногу и голову. Спутники Улисса, запертые внутри деревянной лошади, напуганы, услышав, как кто-то из троянцев предлагает поджечь коня, но не кричат, а сохраняют неподвижность и молчание. Ещё яснее этот воспитательный эффект бывает тогда, когда повествование имеет форму дневника или мемуаров, потому что ощущение полной реальности пережитых героями событий возбуждает в читателе чувства, не ослабляемые сознанием того, что, в конце концов, это всё придумано автором.

Пятая сторона нашего куба может символизировать вклад повествования в социальное и нравственное развитие ребёнка. Как известно, один из первых элементов процесса социализации – преодоление эгоцентризма, развитие способности поставить себя на место других людей, с которыми вы намерены взаимодействовать, чтобы получить что-то, сотрудничать в каком-то деле или соперничать. В повествованиях постоянно встречаются случаи, когда герою приходится разгадывать чьи-то мысли, чтобы успеть быстро что-то сделать самому или заставить другого действовать иначе. Например, “Кот в сапогах” играет на гордости Людоеда, ставя под сомнение его способность превращаться в мышку. Лиса и Кот играют на легковерии Пиноккио, побуждая его зарыть золотые монеты в Поле чудес. Улисс мысленно представляет, как будут реагировать троянцы, обнаружив гигантского коня у ворот своего города после ложного отхода греков. Том Сойер, которому тётя Полли запрещает выходить вечером, желает ей спокойной ночи и направляется в свою комнату, заставляя её поверить, что он ложится спать, а затем убегает через окно, чтобы провести несколько часов с друзьями.

Ещё один элемент социализации – умение сотрудничать с другими детьми, завязывать с ними дружбу и устанавливать эмоциональные отношения, которые существенно способствуют взрослению (это, например, товарищи по детским играм, закадычный друг, детский клуб или группа, подростковая компания). И повествовательные тексты изобилуют ситуациями, когда персонажи сотрудничают друг с другом. Вот сказка, где главный герой имеет различных друзей, каждый из которых обладает какой-то необычной способностью: чрезвычайно острым слухом, очень острым зрением и т.д. Или возьмём “Бременских музыкантов”, объединяющих свои сильные стороны, чтобы отогнать бандитов от дома, из которого те их выгнали. А теперь посмотрим на дружбу Тома Сойера и Гекльберри Финна или дружбу Дэвида Копперфилда и Стирфорта, Янеса и Сандокана (из книги Эмилио Сальгари), или отношения сотрудничества/соперничества у ребят с улицы Пауль (книга Ференца Мольнара). И ещё – первые романтические переживания, описываемые в “Маленьких женщинах” Луизы Олкотт. И наконец, социальные ситуации (в форме сотрудничества, конкуренции, дружбы или любви), которые мы находим в мемуарах или дневниках.

Социальное развитие ребёнка тесно связано с его нравственным развитием. Действительно, именно в социальных отношениях ребёнок в первую очередь сталкивается с правилами (игры или группы), а также с некоторыми ценностями, которые он должен учитывать в тех ситуациях, когда личный интерес вступает в противоречие с интересом другого. Например, ребёнок находит предмет, потерянный кем-то из его товарищей по играм: может ли он утаить его или должен вернуть? (Здесь моральная ценность – верность.) Или в игре с картами или лото ребёнок получил возможность использовать запрещённое преимущество (например, он видел карты партнёров): воспользоваться этим преимуществом или признаться? (Здесь моральная ценность – солидарность.) Повествования предлагают разные ситуации, ставящие героя перед моральной дилеммой, где на карту поставлены некие ценности. Охотник, которому королева приказала убить Белоснежку, должен решить, подчиниться или не подчиниться чудовищному приказу. Телемах должен решить, отправляться ли на поиски отца, подвергая себя страданиям и опасностям, или спокойно оставаться дома, дожидаясь его возвращения. Гекльберри Финн, у которого на плоту оказался беглый чёрный раб, должен для себя определить, что ответить вооружённым людям, которые охотятся за беглецом, когда они спрашивают, не видел ли его Гекльберри. В самом деле, один из основных элементов того интереса, который возбуждает сюжетное произведение, не давая читателю отложить книгу, – желание узнать, как будут действовать герои в ситуациях, когда им приходится принимать решения, даже если речь идёт о моральных дилеммах. В частности, это происходит тогда, когда повествование (мемуары или дневник) – или персонаж, за чьими переживаниями следит читатель, ставится на уровень “полной реальности”, то есть такой ситуации, в какой читатель мог бы оказаться сам.

И вот мы подошли к последней стороне нашего куба – к последнему важному аспекту развития личности: постепенному формированию “представления о себе”. Самопознание и формирование либо текущего представления о себе (то есть что ребёнок думает о себе в настоящий момент), либо идеального представления (то есть чем он хочет стать – “идеального я”), есть одна из фундаментальных задач в период развития ребёнка.

В исследованиях процесса формирования понятия о себе (текущего и идеального) отмечается, что этот процесс начинается очень рано, уже на второй год жизни, и продолжается в годы детства и отрочества, достигая вышей точки в юности. Также подчёркивается роль, которую играют в этом процессе определённые образцы, с которыми сравнивает себя ребёнок или подросток, помимо суждений, предлагаемых реальностью (успех или неудача в том или ином деле показывает индивиду, обладает ли он необходимыми способностями), и суждений, выражаемых другими людьми (родителями, учителями, друзьями). Большинство таких образцов дети выбирают среди реальных людей, но находят их также в литературе. Особенно часто это бывает тогда, когда ребёнок многократно возвращается к определённому тексту (как в случае сказки, которую он любит слушать по нескольку раз), или когда текст довольно длинный, так что читатель долго остаётся “в компании” определённого персонажа, или когда текст повествует о событиях, повторяющихся (с участием того же героя) в других текстах, образующих серию. Примеры таких серий: “Алиса” или “Мэри Поппинс” в области сказок, Гомеровы легенды, уже упоминавшийся “Том Сойер”, цикл Сальгари о пиратах, цикл Жана де ля Ира “Три бойскаута”.

Сравнивание себя с образцом для подражания означает стремление определить, в чём ты схож с ним и в чём отличен – в способностях, мотивациях, чувствах и моральных ценностях, а нередко также стремление приобрести какие-то из его положительных качеств, которых всё ещё недостаёт тебе. В этом отношении важно подчеркнуть особое значение мемуаров и дневников по сравнению с другими видами повествования. Как уже говорилось, их воспитательный потенциал заключается в том, что описываемые персонажи действительно обладают определёнными качествами и на самом деле совершали какие-то деяния. Вот почему сравнение с ними бывает столь реалистичным.

***

А теперь я хотел бы объяснить, почему я назвал куб магическим (это метафора, которой я пользовался в продолжение всего доклада). В чём состоит его “магия”?

Общеизвестно, что детям и подросткам обычно очень интересны разные “истории”. Этот интерес немедленно возникает к каждой новой истории при наличии ряда основных условий (которые я могу здесь лишь перечислить), например: соответствует ли история возрасту читателей, их потребностям и пониманию; начинается ли она “с самой сути”, без длинных описаний (поддерживает ли в читателях с самого начала интерес и эмоциональное напряжение); описывает ли она персонажей, с которыми читатели могут идентифицировать себя, потому что персонажи близки им по возрасту или потому что пускаются в приключения, которые читатели хотели бы испытать сами; и последнее – имеет ли история единую и чёткую структуру.

Когда детям предлагают послушать историю, у них имеется сильный и спонтанный стимул к слушанию, который может быть слабее, если им приходится читать самим, но всё равно остаётся сильным, если история обладает вышеуказанными признаками. Таким образом, повествовательный текст подобен магическому кубу, ибо он позволяет стимулу к прослушиванию истории распространиться естественным образом на рефлексию, касающуюся шести областей (или шести сторон нашего куба), которые подчёркиваются конкретной характеристикой читаемой книги или эпизода, а именно той, что в данный момент занимает наивысшее положение.

Другими словами, возбуждаемый повествованием интерес может оставаться высоким даже тогда, когда он наводит на “неглубокие” замечания или разговоры об историческом или географическом контексте; о различных аспектах языка, например о новых словах или сравнениях; о рациональных и фантастических элементах и природе рациональности и воображения; о герое истории, о происхождении проблем и их возможных решениях; об эмоциональных ситуациях, переживаемых персонажами, и о более или менее схожих ситуациях, пережитых самими учащимися; о природе социальных отношений – либо дружбы, либо аффективных отношений, а также о трудностях сотрудничества и соперничества и об умении “поставить себя на место другого”; о правилах, их природе и о моральных ценностях, на которые нужно опираться в моменты принятия решений, затрагивающих других людей; об анализе позитивных (или также и негативных) качеств персонажей, с которыми слушатели или читатели могут сравнивать себя.

Сюжетная книга способна осуществлять ту же магическую власть, распространяя позитивную мотивацию, вызванную её прочтением, на иные виды деятельности, кроме групповых бесед или обсуждений (которые “законны” с педагогической точки зрения, поскольку не снижают интерес к чтению). Среди таких видов деятельности можно назвать иллюстрирование рассказа картинками, разыгрывание сюжета на сцене, придумывание каких-то новых эпизодов, исследования в небольших группах, а то и подготовку вопросов, которые можно задать автору истории, если существует возможность “встречи с автором”. Ясно, что речь не о том, чтобы “придать повествованию образовательную направленность”, ибо любое повествование абсолютно самоценно и не может отречься от своей основной цели – вызывать в ребёнке удовольствие от чтения и воспитывать постоянный интерес к чтению. Напротив, речь идёт о том, чтобы использовать разные поводы, предлагаемые повествованием, с целью углубить те аспекты, которые делают его занимательным для ребёнка или подростка и находят постоянный “отклик” в его формирующейся личности (“отклик”, возникающий в любом случае, даже и при чтении в одиночестве).

Если повествовательный текст обладает вышеупомянутыми признаками, он может служить по-настоящему ценным подспорьем в психологическом развитии и играть чрезвычайно важную роль в интеллектуальном, культурном и личностном развитии детей и подростков.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Chiaro.Ru». Если Вы решили приобрести качественные люстры или светильники, которые прослужат вам долгое время, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «Chiaro.Ru». Выбрать и приобрести понравившуюся люстру или светильник вы сможететут. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.chiaro.ru.

Перевод с англ. Эрика Азгальдова

Рисунки Татьяны Фроловой