Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2010

Наталья Мухина

Школа и библиотека: воспитать читателя

Наталья Николаевна
Мухина

учитель русского языка
и литературы ГОУ СОШ
№ 110 им. М.Эрнандеса
с углублённым изучением испанского языка, Москва

УЧИТЕЛЬ литературы – нечастый автор на страницах газеты “Библиотека в школе”. Да и опыт сотрудничества (именно СОТРУДНИЧЕСТВА) детской библиотеки с учителем, когда урок литературы начинается в библиотеке, а продолжается в школе, – не так уж часто можно наблюдать в наши дни. Учитель (особенно после сокращения количества часов на литературу) на какие-либо предложения со стороны библиотеки идёт неохотно. Ещё начальная школа – туда-сюда, а чтоб со старшими...
Этот текст родился после выступления Натальи Николаевны Мухиной, учителя русского языка и литературы школы № 110, на круглом столе  по вопросам взаимодействия школы и библиотеки в Манеже в рамках ярмарки “Школа от А до Я” накануне нового учебного года.

 

В постоянном творческом поиске

Чтение – процесс творческий, и ему надо учиться всю жизнь, учиться терпеливо и настойчиво. И не только учитель открывает ученику увлекательный мир книги. Верным помощником учителя русского языка и литературы может стать библиотекарь. Мой многолетний учительский опыт подтверждает, что терпение, творчество и труд, общие усилия учителя и библиотекаря могут сделать многое на пути ученика к чтению. Первой детской библиотекой, с которой мне довелось сотрудничать, была детская библиотека № 1 им. А.И.Герцена. Она расположена на юго-востоке столицы. А затем, когда я перешла в школу № 47 (тогда ещё не гимназию), – началось моё многолетнее сотрудничество с библиотекой А.П.Гайдара. Привела туда меня и класс, в котором я была классным руководителем, школьный библиотекарь Елена Михайловна Севостьянова – человек интеллигентный и эрудированный. Сейчас я преподаю в школе № 110 им. М.Эрнандеса, она расположена в получасе ходьбы от библиотеки, однако сотрудничество продолжается.

Формы организации работы, которые мы выбираем в нашей совместной работе, разнообразные:

• уроки литературы в библиотеке;

• уроки-концерты, посвящённые жизни и творчеству писателей, и чтение классики мастерами художественного слова – актёрами московских театров;

• обзоры литературных новинок и тематические обзоры, проводимые квалифицированными библиотекарями;

• комплекс мероприятий, связанных с литературно-краеведческими играми; встречи с создателями книг – писателями, художниками, издателями; литературные костры.

На этапе составления плана совместных мероприятий что-то предлагает библиотека, что-то предлагаю я, и мы находим общие точки соприкосновения. Естественно, что из всего многообразия, я, как учитель русского языка и литературы (причём не во всех параллелях), выбираю то, что нам важнее, ближе, интереснее.

В рабочей таблице представлены примерные темы и формы совместных мероприятий с библиотекой им. А.П.Гайдара из планов разных лет.

А ещё были “Загадки Шерлока Холмса”, “Мир, которому нет места” (Рэй Брэдбери), “Японская литература” – всего и не припомнишь. Но и неполный перечень уроков литературы в библиотеке красноречиво говорит о том, как учитель может расширить возможности урока, контактируя с хорошей библиотекой.

Направление
деятельности
Содержание работы в библиотеке
1. Литература как искусство слова Экскурсия в библиотеку
2. Сказки

• Клайв С. Льюис. “Хроники Нарнии”

• Сказки Гофмана

• Выставка книжной графики “Современные художники – иллюстраторы сказок”

3. А.С.Пушкин

• Лицейские друзья Пушкина

• Прослушивание музыки Г.Свиридова к повести “Метель”

• Творчество П.Вяземского

• Правда и вымысел в трагедии “Моцарт и Сальери”. На уроке звучит музыка Моцарта, Сальери, Гайдна

• Памятник Пушкину в Москве

• Пушкин и декабристы

• Урок-концерт по творчеству А.С.Пушкина

• Литературно-краеведческая игра “Пушкин в Москве”

• Пушкинский бал

4. Н.А.Некрасов “Русские женщины” “В добровольном изгнании” (подвиг жён декабристов)
5. Былины “Поучение Владимира Мономаха” Урок-концерт Рыцарский турнир вежливости
6. Л.Н.Толстой.

• “Севастопольские рассказы” – история создания

• Образ полководца Кутузова в художественной и мемуарной литературе: обзор

• “Денис Давыдов – поэт и партизан”

• Правда и вымысел в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”

• Урок-концерт “Жизнь и творчество Л.Н.Толстого”

• Посещение музея Л.Н.Толстого в Хамовниках

7. Сороковые – роковые…

• Поэзия Великой Отечественной

• Урок-концерт из произведений Великой Отечественной войны.

• Б.Васильев. “А зори здесь тихие”, “В списках не значился”, “Завтра была война”: обзор творчества

• В.Быков. “Обелиск”, “Сотников”

• Сборник “Страницы памяти”, К.Симонов. “Дни и ночи”, В.Богомолов. “Иван”, “В августе 44-го”

Уроки литературы и русского языка начинаются в детской библиотеке

Уроки литературы в библиотеке, проводимые Юлией Петровной Питецкой и Ольгой Петровной Семёновой, органично вплетаются в систему школьных уроков русского языка и литературы. Именно с этими библиотекарями мы чаще всего и проводим уроки литературы, однако есть и у других сотрудников библиотеки свой конёк.

Так, в восьмом классе подготовка к сочинению “Описание памятника А.С.Пушкину в Москве (работы А.М.Опекушина)” начинается в библиотеке, а продолжается в классе.

Библиотекарь Наталья Владимировна Коцеруба во время занятия не только рассказывает о скульпторе А.М.Опекушине, архитекторе И.С.Богомолове, подрядчике А.А.Баринове, но и знакомит с книгами, в которых можно получить информацию о том, как был организован открытый конкурс проектов памятника поэту, какие проекты были представлены на этот конкурс, как был организован сбор пожертвований на памятник и каким образом памятник “переехал” с Тверского бульвара на площадь Страстного монастыря… Книги по данной теме можно тут же на уроке посмотреть и взять на абонементе.

Курьёзные истории-вопросы, звучащие на уроке, оживляют мыслительную деятельность учащихся, проверяют их наблюдательность. Вот один из подобных вопросов:

В газете “Московские ведомости” на Рождество 1889 года написали о некоем Е., который адресовал визитную карточку таким образом: “Москва. Его благородию Александру Сергеевичу Пушкину, на Тверском бульваре, положить в шляпу”.

Как вы думаете, смогли ли положить визитную карточку в шляпу?

Ответ: А.С.Пушкин держит шляпу за поля, которые прилегают к плащу, так что положить в шляпу визитную карточку невозможно, – вызывает вначале затруднения, а потом дружный смех у учащихся.

А ведь мы очень часто проходим мимо этого памятника и словно не видим его!

При описании памятника важны не только память, но и зоркость ученика. Подготовленный библиотекой буклет-конспект по обсуждаемой теме, который на уроке получает каждый ученик, помогает восстановить все детали разговора в библиотеке. При таком подходе вероятность того, что учащиеся окажутся не подготовленными к сочинению-описанию, снижается.

На уроке русского языка мы в продолжение библиотечного урока:

• определим разницу в значении слов “проект” и “проекция”, “архитектор” и “скульптор”; “памятник”, “скульптурная группа”, “статуя”, “обелиск”, “монумент”, “мемориальный комплекс”, “стела”;

• вспомним, какой материал используется в создании памятника (бронза, мрамор, гранит, глина, сталь, железобетон, дерево);

• поговорим о способе обработки (высечь, вырубить, выдолбить, вырезать, отлить, изваять, вылепить);

• уточним разницу в управлении (“памятник героя” и “памятник герою”);

• остановимся на деталях скульптуры.

А на уроке литературы вспомним, какие слова высечены на постаменте. После урока в библиотеке ребята с лёгкостью вспомнят строки из стихотворения А.С.Пушкина, а кто испытает затруднение, обратится к буклету: в нём стихотворение напечатано полностью.

Эпиграф к стихотворению – слова римского поэта Квинта Горация – путь к сопоставлению произведений А.С.Пушкина, Г.Р.Державина, М.В.Ломоносова и определение Пушкиным творчества как духовной программы и страстного призыва к бескорыстному служению правде поэзии и жизни. Только так поэт найдёт дорогу к художественному бессмертию, обретёт любовь и признание своей многонациональной Родины.

Далее ребята работают над сочинением – описанием памятника А.С.Пушкину. Это очень трудный жанр.

Литературно-краеведческие игры
и неожиданные творческие проявления её участников

От памятника Пушкину может быть перекинут “мостик” в художественный мир Марины Цветаевой. (Возможно, именно с прогулок к памятнику Пушкину у неё ещё в детстве зародилась любовь к великому поэту.) А через творчество Цветаевой – обращение к творчеству поэтов Серебряного века.

Одна из самых смелых попыток расширить границы читательского горизонта, способствовать опережающему обучению была предпринята нами при организации литературно-краеведческой игры “Серебряный век русской поэзии”, заключительный этап которой проходил во “взрослой” библиотеке имени А.П.Чехова (что уже само по себе для восьмиклассников волнительно).

Система заданий, предлагаемых библиотекарями Татьяной Валерьевной Рудишиной и Людмилой Николаевной Муравьёвой, требует от учеников серьёзной подготовки, которую мы осуществляем совместно со школьным библиотекарем Еленой Михайловной Севостьяновой.

На протяжении десяти лет на литературно-краеведческих играх росли и приобщались к истории, культуре и литературе Москвы учащиеся разных школ города. Моим ученикам в разные годы “достались” “Петровская ассамблея”, “Пушкинский бал”, “Гостиная Серебряного века”. Как учитель литературы, должна отметить, что эти игры – не только обращение к творческой лаборатории писателя, но и всесторонняя кропотливая работа с книгой (надо и одеться в духе времени, и танцевать в духе времени, и на вопросы отвечать).

Готовясь к литературному турниру по творчеству А.С.Пушкина, ученики ещё и посещают места, связанные с именем великого поэта, в Москве и Московской области. Мой класс так увлечённо готовился к Пушкинскому балу, что заинтересованность ребят поразила и обрадовала родителей. И взрослые организовали для детей поездки в Петербург и его окрестности, в Пушкинские Горы, в нижегородское имение поэта – Болдино…

Глубокая, всесторонняя подготовка порой вызывает потребность и самому попробовать перо. Так произошло с Настей Трубачёвой, в то время ученицей седьмого класса, которая вела по время поездки в Пушкинские Горы “путевые записки”. Хочется привести фрагмент её “Поляницы” – стилизации под текст древнерусской былины:

Во второй день поехали в места Святогорские,
А про эти места в летописи Псковской написано,
Что явися в Воронищине, на Синичьих горах,
Проща именем пречистыя Богородицы,
И начася многое прощение человеком всяким недугом.
Поклонились могиле Пушкина Александра сына Сергеевича.
А под развесистыми деревами русский поэт покоится,
Да на самом краю высока гора обрывается,
Ай прелестны поля да леса русски открываются.

Александр сын Сергеевич любил ярмарки Святогорские.
По-крестьянскому переоденется,
В армяке круглым воротом принарядится,
А у пояса кушак красный шелковый.
Мужики так не догадываются,
Что сам барин с ними братается.

Стали детушки пехотою прохаживати.
Шла аллея Еловая посажена
Ганнибалом Осипом сыном Абрамовичем.
Высоки ели мощные,
Плетнями гибкими окружённые.
<...>
Заповедный край есть край Пушкина,
Не запретным тот край является,
Заповеди любви, дружбы, веселья здесь даруются.

Наши общие праздники и будни

Когда мы были маленькими, из радиоточки на кухне, из первых телевизоров в комнате доносилась правильная речь дикторов, звучала в основном классическая музыка. И ещё, например, транслировались радиоспектакли. Мы не очень задумывались над смыслом, но был общий культурный фон, которого практически не встретишь сегодня на радио и телевидении (а если где-то он и есть, то эти программы вне поля интересов современных школьников).

Считаю большой удачей, что библиотека Гайдара организует уроки-концерты, посвящённые творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.И.Цветаевой, А.Грина.

После чтения “Лета Господня” Ивана Шмелёва в классе возник интерес к тексту этого непростого для школьников произведения. Чтение мастеров слова обостряет слух ученика и вновь заставляет перечитать знакомые страницы.

Одна из самых сложных и нелюбимых тем предмета – “Древнерусская литература”. Мы попробовали построить занятие по этой теме как самостоятельное изучение текстов в библиотеке и подготовку урока под руководством библиотекаря. Ребята не только изучили литературу по данному периоду, рекомендованную библиотекарем, но и смогли удивить одноклассников своими вопросами-ловушками по теме. Один вопрос помню до сих пор, потому что он был задан именно мне (на каждом подобном уроке учитель – такой же читатель, как и остальные): “Кто из русских князей, как и Грэй, ходил под алыми парусами?”

При изучении трудных тем помогают творческие задания и даже внеклассные мероприятия. Так, при подготовке к Рыцарскому турниру вежливости детям было предложено написать приветствие в былинном стиле, а правила поведения в школе сформулировать, сохраняя стилевые черты “Поучения Владимира Мономаха”.

“Поучение о поведении в школе”, составленное семиклассником Николаем Артамоновым, вызывает неподдельный интерес и может быть использовано в воспитательных целях в любой школе (см. с. 15).

Совместные проекты

Совместная работа с библиотекой никогда не ограничивается только учебной программой.

В 2005 году (год 60-летия Победы) библиотека Гайдара предложила своим читателям принять участие в написании сборника “Страницы памяти” и рассказать о своих родных (ныне живущих или оставшихся только в семейной памяти) – участниках Великой Отечественной войны. Откликнулись три ученика моего класса. Подготовка материалов в сборник стала “стартовой площадкой” для участия ребят в окружных конкурсах. На основе публикаций были созданы следующие работы:

Иван Вдовин – “Они водрузили знамя над Рейхстагом”,

Анастасия Коробенкова – “Они встретились в блокадном Ленинграде”,

Алёна Перевезенкова – “Есть такая профессия – защищать Родину”.

Все они были представлены на окружном конкурсе ученических проектов, где команда одержала победу.

Литературные костры в Сокольниках

Ежегодные литературные костры, которые проходят в усадьбе Ляминых в Сокольниках, завершают учебный год.

Костёр требует серьёзной подготовки. И помогает нам в этом библиотекарь Оксана Анатольевна Сахарова. А вдохновителем все годы проведения литературных костров была директор библиотеки Альбина Васильевна Ситиленкова.

Готовясь к празднику “Пятый литературный костёр в Сокольниках” (а мои ученики в разное время принимали участие в четырёх таких праздниках), который проходил 27 мая 2006 года в усадьбе Ляминых, команда должна была выполнить следующее домашнее задание:

• перечитать шесть книг – юбиляров 2006 года;

• выбрать название своей команды, иметь форменные отличия, подготовить рапорт о добрых делах за период с 28 мая 2005 года по 27 мая 2006 года, выбрать отрядную песню и “речёвку”;

• украсить в своей библиотеке или школе “Книжкино дерево” игрушками с цитатами из любимых книг, игрушками – героями книг, открытками с нарисованными на них обложками любимых книг;

• написать историю (легенду) своего “Книжкиного дерева”;

• изготовить игрушки для главного “Книжкиного дерева”, установленного в усадьбе Ляминых.

В 2007 году именно на литературном костре произошла удивительная встреча ребят с иллюстратором “Золотого ключика” художником Леонидом Викторовичем Владимирским, который, как оказалось, является выпускником школы № 110. Этот факт лёг в основу творческого проекта Никиты Кораблёва “Моя первая книга”, отмеченного на окружном конкурсе.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Regenbogen.Com». Если Вы решили приобрести качественный и надежный светильник или люстру, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «Regenbogen.Com». Перейдя по ссылке: «светильники Воронеж», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать люстры и светильники по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.regenbogen.com.

Несколько слов вместо заключения

Победы учащихся в городских и окружных олимпиадах по литературе, в конкурсе “Самый читающий класс”, победы в читательских викторинах в рамках Недели детской книги в Доме творчества на Воробьёвых горах – отражение успехов нашей нелёгкой, порой незаметной работы, которую мы осуществляем вместе год за годом.

И ещё: именно библиотека А.П.Гайдара стала местом встречи выпускников, закончивших школу 11 лет назад. И уже они приводят сюда своих детей.

Таким образом, сотрудничество с библиотекой – это:

• расширение границ “программного чтения”, воспитание потребности учиться;

• воспитание читательского вкуса;

• осуществление индивидуального подхода в обучении;

• формирование компетенций;

• пропедевтика обучения;

• развитие творческих способностей учащихся;

• расширение кругозора учащихся, повышение уровня культуры и воспитанности;

• работа с одарёнными детьми и развитие одарённости в детях.

• Ученики или кто другой, читая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет её в сердце и не лениться будет, а трудиться. Рано вставайте, пусть не застанет вас солнце в постели, не опаздывайте на занятия. Не пропускайте уроки без причины уважительной, ибо трудно будет восстанавливать упущенное.

• Не соревнуйтесь с лукавыми и хитрыми, не завидуйте отличникам, а станьте ещё лучше, но не хвалитесь, чтобы не стали вас проклинать. Творите добро, помогайте товарищам, уклоняйтесь от зла и гоните его, ибо злые будут наказаны. Научитесь поступать благочестиво, побуждая себя к добрым делам. Не мстите за злое дело, а забудьте и не старайтесь причинить вред обидчику.

• На уроке не ленитесь, не считайте ворон, грызите гранит науки, ибо пригодятся потом знания. Слушайте внимательно, когда объясняют, отвечайте чётко, когда спрашивают. Не кидайтесь на уроке учебниками и записками, не болтайте и не отвлекайтесь, ибо плохо учителю и вам, если не поймёте и не запомните правила да не сделаете заданий. На контрольных не списывайте, ибо это не сделает вас умнее. Коли учитель вышел, сидите тихо, не шумите. А если сосед по парте или товарищ разбушевался да всем мешает, остановите его, не дайте урок сорвать.

• Не носите одежду неподобающую, надевайте, что требуют: девочки юбки и пиджаки синие, мальчики – костюмы чистые и аккуратные. Не забывайте менять обувь уличную, грязную, ибо труда добавите уборщице школьной.

• Берегите имущество школьное: не расписывайте парты узорами дивными, не ломайте мебель казённую, не рвите книги учёные.

• Уважайте и чтите директора славного и учителей мудрых. Будьте вежливы и приветливы, если встретили одноклассника или учителя, поприветствуйте его, не забудьте улыбнуться.

• Больше всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл. Если новичок в ваш класс пожаловал, устройте ему радушную встречу, познакомьтесь с ним, объясните всё, ибо не знает он учеников и учителей. Больного товарища проведайте.

• На перемене не бегайте, не сбивайте учителей да маленьких детей, не кричите покриком звериным, не свистите посвистом соловьиным, дабы не раздражать окружающих.

• Будьте аккуратными и опрятными, поддерживайте чистоту, не мусорите, ибо чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Уважайте дежурных, а коли сами ими являетесь, убирайте класс, не ленитесь, поливайте цветы – для своего же блага, ибо будет класс красив и чист.

• Коли поесть захотелось, идите в столовую, но помните: столовая – не поле битвы. Не толкайтесь, не пихайтесь, а дождитесь очереди своей, купите всё, что душе угодно, а потом садитесь за столы дубовые, белыми скатертями покрытые, и ешьте вволю.

• Эту грамотку прочитав, подвигнитесь на всякие дела добрые. Любите школу свою великую, учитесь с желанием, дабы не расстраивать родителей да учителей.

За каждым мероприятием огромный труд учителя и библиотекаря. И плоды совместной деятельности не всегда зрелые. Но дорогу осилит идущий… При этом важно помнить: плохой хозяин растит сорняки, хороший – рис, умный возделывает почву, дальновидный растит смену. Каждый шаг – это стремление к творческим открытиям, открытиям удивительного мира книги, познанию самого себя.