Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2010

Анна Штейман

К 150-летию Джеймса Барри

Илл. Н.Князевой

“ЖИЗНЬ каждого человека – это дневник, в котором собираются записать одну историю, а записывают совсем другую” – так считал Джеймс Барри. И правда – загадочный рок преследует некоторых писателей: всю жизнь сочиняют они книги для взрослых, но остаются бессмертными лишь в истории детской литературы. Вот и Джеймс Барри – журналист, новеллист и талантливый драматург, издавший дюжины серьёзных произведений, известен как автор одной-единственной истории для детей – о Питере Пэне, волшебном мальчике, которому не суждено повзрослеть.

Джеймс Мэтью Барри родился 9 мая 1860 года в шотландском городке Кирримьюр. Когда Джеймсу исполнилось шесть лет, трагически погиб его старший брат. Смерть любимого сына практически до конца жизни приковывает к постели мать – Маргарет Огилви, но в то же время сближает её и Джеймса. Влияние матери на жизнь и творчество Барри было огромным, кто-то даже называет Огилви “удавом”, захватившим его сознание. Так это или нет, но маленький Джеймс, пытаясь заменить погибшего брата, практически не выходил из комнаты матери, где часами слушал её воспоминания о детстве. Эти рассказы позже лягут в основу многих его произведений.

Пять счастливых лет провёл Джеймс в колледже в Дамфрисе. Там же был поставлен его первый спектакль – “Банделеро Бандит”. Семья прочила Барри карьеру священника, но он заявил родителям, что хочет стать писателем. После долгих семейных споров Джеймс всё же поступил в Эдинбургский университет на литературное отделение.

В студенческие годы Барри начал писать статьи о театре для эдинбургских газет, а в дальнейшем с успехом печатался в лондонских изданиях. В 1888 году некоторые очерки Джеймса Барри вышли единым сборником “Идиллии старых огней”. Эта первая книга Барри положила начало трилогии о вымышленном провинциальном городке Трамзе, прототипом которого был родной Кирримьюр.

Литературный талант Барри, который ярче всего проявился в драматургии, быстро снискал ему признание читателей. Наиболее успешными его пьесами были “Восхитительный Кричтон” (1902), “Питер Пэн, или Мальчик, который не захотел стать взрослым” (1904), “Поцелуй Золушки” (1916), “Дорогой Брут” (1917) и “Мэри Роз” (1920).

Все произведения писателя автобиографичны. Он вовлекал в литературное пространство знакомых людей и происходившие с ним события. Почти в любом произведении можно найти отражение его собственной жизни.

После окончания университета Барри переехал в Лондон, где прожил до конца своих дней. Он женился на актрисе Мэри Энселл, однажды сыгравшей в одной из его пьес, но брак не принёс ни детей, ни счастья и был расторгнут после двадцати трёх лет совместной жизни.

Однажды, прогуливаясь в Кенсингтонском саду с сенбернаром Портосом (прообразом чудесной Нани из “Питера Пэна”), Барри встретил пятилетнего Джорджа Дэвиса. Несмотря на сопротивление недоверчивой и чопорной няньки, Джеймс завёл дружбу с мальчиком и его братом. При каждой встрече Барри придумывал для мальчиков сказочные истории и игры, давая волю своей фантазии. Позже на званом обеде он познакомился и с родителями мальчиков – Сильвией и Артуром Дэвис. С этого момента начались долгие, романтические и непростые отношения писателя с их семейством. Однако родители умерли очень рано: в 1907 году от рака скончался отец, а буквально через два года ушла из жизни и мать. К этому моменту было уже пять сыновей Дэвис – Джордж, Джек, Питер, Майкл и Николас. После смерти Артура и Сильвии Барри полностью взял на себя заботу о детях, став их неофициальным опекуном.

Самый знаменитый образ Джеймса Барри – Питер Пэн возник как попытка развлечь Джорджа и Джека. Барри подкинул ребятам весёлую идею, будто их братишка Питер, тогда ещё младенец, умеет летать. Больше того, он рассказал им, что все дети до того, как появились на свет, были птицами – а как ещё объяснить, зачем родители ставят решётки на окнах детских комнат?

Сначала волшебный мальчик Питер стал героем шести глав “взрослой” книги Барри “Маленькая белая птичка” (1902). Но идея о вечно юном мальчике занимала писателя уже давно. Ещё в ранней повести “Томми и Гризель” (1900) возникает образ убежавшего от родителей малыша, который боится, что его отыщут и заставят вырасти.

Позднее Барри написал пьесу о дальнейших приключениях Питера Пэна. На сцене пьесу “Питер Пэн, или Мальчик, который не захотел стать взрослым” впервые поставил 27 декабря 1904 года поклонник творчества Барри и его верный друг Чарльз Фроман.

Это была необычная постановка. Никто прежде не пытался показать реальный полёт на сцене – это казалось невозможным и обречённым на провал. Но веривший в чудеса и уверенный в успехе автор нанял профессионального воздушного гимнаста, и тот не только научил актёров летать, но и придумал для них новые ремни безопасности.

Содержание готовящегося спектакля хранилось в строжайшем секрете: для пущей конспирации актёрам выдавали не полный сценарий, а лишь отрывки, необходимые для репетиции. Зрители не ожидали увидеть детскую, где в няньках служит собака – ньюфаундленд, ведь пьесы Барри славились реалистичностью и сентиментальностью, и подобное чудачество никак не вязалось с его именем. Но зрители – и дети, и взрослые – были восхищены спектаклем.

Джеймс Барри

По ходу спектакля Питер Пэн обратился к зрителям с просьбой поаплодировать фее Динь-Динь, потому что только человеческая вера может спасти её от смерти. Этой сцены Барри очень боялся: прямое обращение к зрителям было непривычно для театра того времени. Риск, что публика не поймёт этого, был велик. Барри даже сговорился с музыкантами, чтобы те в случае провала бросили свои инструменты и начать хлопать сами. Но растроганная публика отозвалась на призыв Питера спасти фею.

Перед каждой новой постановкой автор переделывал и совершенствовал пьесу. Один из его биографов насчитал более двадцати вариантов. Некоторые сцены со временем были изъяты. Так случилось с эпизодом, в котором Крюк после возвращения Венди и её братьев с острова Небывалого появляется в Кенсингтонском саду в образе школьного учителя, окружённого персонажами итальянской commedia dell’arte (комедии масок).

В ответ на частые вопросы Чарльза Фромана, что же произойдёт с Венди, когда она вырастет, Барри сочинил эпилог “Когда Венди стала взрослой” и сам втайне его срежиссировал. И зрители, и сам режиссёр были очень удивлены, когда после заключительной сцены занавес открылся вновь. И хотя на сцене этот эпилог поставили лишь однажды, узнать, что же именно произошло, может каждый: через несколько лет эпилог превратился в заключительную главу повести “Питер Пен и Венди”.

В 1906 году к Рождеству вышла книга “Питер Пэн в Кенсингтонских садах”, где были собраны сказочные главы из “Маленькой белой птички”. Проиллюстрировал это издание Артур Рэкхэм – один из самых талантливых и успешных иллюстраторов того времени. Книга сразу стала необычайно популярной. А в 1911 году Джеймс Барри переделал пьесу в повесть “Питер Пэн и Венди”.

В России Питер Пэн появился в 1918 году1, но вновь о нём услышали лишь в конце 1960-х, когда вышла в свет книга “Питер Пэн и Венди” в переводе Н.М.Демуровой2; на настоящий момент этот перевод является наиболее полным, остальные скорее являются адаптациями. Чуть позже появилась и русскоязычная версия знаменитой пьесы Джеймса Барри, пересказанной Б.Заходером, – “Питер Пэн, или Мальчик, который не хотел расти”3. А вот с книгой “Питер Пэн в Кенсингтонском саду” русские читатели смогли познакомиться лишь совсем недавно благодаря переводчице Г.Гринёвой4, но, к сожалению, она не смогла удержаться от значительных изменений текста.

Джеймс Барри умер 19 июня 1937 года. “Взрослые” произведения Барри по вине литературных критиков, которые отнесли его к “исключительно детским писателям”, оказались надолго забыты, но главного героя его детских книг никто забыть не смог. Ещё при жизни автора в Англии, Америке и некоторых других странах возникла театральная традиция – на Рождество показывать детям спектакли о “Питере Пэне”. Питеру Пэну посвящено множество фильмов, мультфильмов, немыслимое количество театральных постановок и мюзиклов, написано немало подражаний и переделок, существует даже продолжение книги – “Питер Пэн в багровых тонах”, которое сочинила Джеральдин Макоркран.

Чем же так очаровывает Питер Пэн? Джеймс Барри создал не просто нового героя детской книги – он создал литературный миф. Трактовки этого мифа – разные. Но для многих поколений читателей Питер Пэн стал олицетворением самой идеи детства – времени, по которому так часто тоскуют взрослые.

Со времени первой премьеры пьесе о Питере Пэне неизменно сопутствовал успех, но её автор не разбогател на вырученных гонорарах. Зато в выигрыше остались дети. Перед смертью Джеймс Барри передал права на “Питера Пэна” детской больнице на Грейт-Ормонд-стрит в Лондоне. А когда в 1987 году срок авторского права истёк, парламент в знак уважения к выдающемуся соотечественнику бессрочно продлил право больницы на получение определённого процента от продажи товаров с использованием имени вечно юного мальчика. Так что сказка продолжает лечить.


1 Барри Дж. М. Книга с картинками о Петере Пане : дет. книга / Пер. Л. Бубновой; худ. А. Уудуорд, Д.О’Коннор. – М. : Дет. книга, 1918.

2 Барри Дж. М. Питер Пэн и Венди : повесть-сказка / пер. Н. Демуровой ; стихи в пер. Д. Орловской ; худ. И. Кабаков. – М. : Дет. лит., 1968.

3 Барри Дж. М. Питер Пэн, или Мальчик, который не хотел расти : пьеса в пяти действиях / Пер. и послесл. Б. Заходера ; худ. М. Митурич. – М. : Искусство, 1971.

4Барри Дж. М. Питер Пэн в Кенсингтонском саду : повесть-сказка / Пер. и худ. Г. Гринева. – Калининград : Янтар. сказ, 2000.