Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2010

Тамара Кардановская

Список брошюр – приложений к нашим газетам, выпуск 3 за 2010 год

ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Воспитание. Образование. Педагогика

Общая редакция серии “Воспитание. Образование. Педагогика”: М.Н.Сартан

Слуцкий В. Чему учитель может научиться у своих учеников. Фрагменты из книги “Мои дорогие дети” / Вадим Ильич Слуцкий. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Воспитание. Образование. Педагогика”. Вып. 27).

Брошюра представляет недавно вышедшую небольшим тиражом книгу петрозаводского учителя и писателя Вадима Ильича Слуцкого “Мои дорогие дети”. На основании своего опыта автор рассказывает о том, что дети могут дать учителю.

Жёстко, точно, узнаваемо описаны детские характеры и истории жизни подростков. Рассказы об увлекательных и драматичных отношениях между учителем и его учениками служат и основным содержанием глав книги, и источником для трудных и порой внезапных педагогических выводов и решений.

Управление школой

Общая редакция серии “Управление школой”: Я.А.Сартан

Бояринцева А. В. Технология проектирования образовательного пространства в школе / Анна Викторовна Бояринцева. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Управление школой”. Вып. 33).

В брошюре описывается опыт сотрудников средней общеобразовательной школы № 639 г. Москвы, полученный ими в сотрудничестве со специалистами из области науки. Здесь совместно выстроили проектирование как технологию, направленную на развитие индивидуальности.

Библиотека в школе

Общая редакция серии “Библиотека в школе”: О.К.Громова

Долгощёлова Т. Н. Как работает ваша библиотека? Ознакомление методиста и администрации с работой школьной библиотеки / Татьяна Николаевна Долгощёлова ; под ред. О. Громовой, О. Козловой. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Библиотека в школе”. Вып. 33).

Школьный психолог

Общая редакция серии “Школьный психолог”: И.В.Вачков

Пятаков Е. Инструкция для оптимиста / Евгений Олегович Пятаков. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып. 33).

В брошюре предлагается конкретная программа воспитания из себя оптимиста. Здесь вы найдёте не только объяснение разницы между пессимистом и оптимистом, но и чёткие и внятные рекомендации, как противостоять пессимисту внутреннему и внешнему.

Классное руководство

Общая редакция серии “ Классное руководство”: С.Л.Островский

Алексеева Н. Обучение безопасному поведению. Эффективный классный час / Нина Сергеевна Алексеева. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Классное руководство”. Вып. 21).

Автор предлагает вниманию читателей эффективную технологию быстрой подготовки и проведения классного часа в 5–8-х классах по теме безопасности. Опираясь на подробное описание технологии, можно подготовить увлекательное интерактивное занятие на разнообразном материале.

Здоровье детей

Общая редакция серии “Здоровье детей”: Н.В.Сёмина

Сташкова Т. Выбор за тобой. Психолого-педагогическая программа “Как здорово быть здоровым!” по профилактике наркозависимости для старших дошкольников / Татьяна Николаевна Cташкова. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Здоровье детей”. Вып. 33).

Спорт в школе

Общая редакция серии “Спорт в школе”: О.М.Леонтьева

Карунина А. А. Спортивное скалолазание. Программа школьной секции /Алла Анатольевна Карунина. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Спорт в школе”. Вып. 33).

Программа разработана заслуженным путешественником России, рассчитана на 3 года и ориентирована на подростков, юношей и девушек 10–18 лет. В брошюре представлен подробный тематический план занятий, даны методические рекомендации.

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

Дошкольное образование

Общая редакция серии “Дошкольное образование”: М.С.Аромштам

Готовы ли дети учиться? Комплект материалов для диагностики детей предшкольного возраста. Часть II. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Дошкольное образование”. Вып. 33).

Дошкольное образование нуждается в эффективных средствах контроля качества. Диагностические материалы по определению школьной готовности, разработанные в Институте возрастной физиологии Российской академии образования, могут выступать в роли такого средства. Кроме того, они дают необходимые ориентиры педагогам и родителям в оценке возможных рисков будущего обучения первоклассников и направлений коррекции личностного развития ребёнка.

Проводить диагностику детей в период подготовки к школе могут как психологи, так и подготовленные для этого педагоги.

Диагностические материалы представлены в трёх брошюрах.

Начальная школа

Общая редакция серии “Начальная школа”: М.В.Соловейчик

Круц О. Н. Читаем и играем. Цикл занятий для младших школьников / Ольга Николаевна Круц. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Начальная школа”. Вып. 33).

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК

Математика

Общая редакция серии “Математика”: Л.О.Рослова

Фалин Г. Центральная симметрия / Геннадий Иванович Фалин, Анатолий Иванович Фалин. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Математика”. Вып. 33).

Брошюра содержит основные теоретические факты, связанные с центральной симметрией, знание которых необходимо для умения решать типичные задачи по этой теме. Один из разделов посвящён применению метода координат для изучения центральной симметрии графиков функций и решения задач, в том числе с параметром. Рассмотрены ситуации, когда функция имеет более одного центра симметрии. Приведены решения задач, предлагавшихся на вступительных экзаменах по математике в МГУ им. М.В.Ломоносова и на олимпиадах.

Физика

Общая редакция серии “Физика”: Н.Д.Козлова

Лисюкова Т. Н. Физика в рисунках. Материал к уроку. 7–8 классы / Татьяна Николаевна Лисюкова. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Физика”. Вып. 33).

Успех в учении зависит от метода познания ребёнком окружающего мира. Некоторые воспринимают и перерабатывают информацию преимущественно визуально, другие – аудиально, третьи – кинестетически. Визуалы быстро схватывают и запоминают такие характеристики, как цвет, форма, размеры, движение. Им необходимо зрительно представить ситуацию, задачу, формулу, график. На такой тип восприятия рассчитана и большая часть тестовых заданий, обучающих и контролирующих (ЕГЭ). Брошюра ориентирована именно на детей с визуальным типом восприятия. Рисунки-задания создавались в рамках методики “деятельностный подход”, разработанной кандидатом педагогических наук С.В.Анофриковой.

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ БЛОК

Химия

Общая редакция серии “Химия”: О.Г. Блохина

Кругликова О. А. Химия в жизни человека. Развивающий курс дополнительного образования. 10 класс / Ольга Александровна Кругликова. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Химия”. Вып. 33).

В брошюре представлены содержание развивающего курса дополнительного образования по химии для 10-х классов и подробные рекомендации к проведению 35 практических занятий. Данный курс показывает важность химических знаний в повседневной жизни человека, способствует развитию интереса к изучению химии, помогает приобрести и закрепить навыки проведения химического эксперимента, подготовиться к поступлению в вуз на химические специальности.

Биология

Общая редакция серии “Биология”: Н.Г.Иванова

Маслак Е. Н. Личностно ориентированный урок. Из практики работы учителя биологии / Екатерина Николаевна Маслак. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Биология”. Вып. 33).

Автор обобщает свой опыт проведения уроков биологии по личностно ориентированной технологии: объясняет особенности и специфику таких уроков, раскрывает приёмы мотивации. Приводит варианты диагностик различного типа и рекомендации по применению полученных с их помощью результатов в практической работе учителя.

География

Общая редакция серии “География”: О.Н.Коротова

Заяц Д. В. Регионы России. Западно-Сибирский экономический район. Юг Западной Сибири / Дмитрий Викторович Заяц. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “География”. Вып. 33).

В брошюре приводятся актуальные справочные сведения по регионам, образующим южную часть Западно-Сибирского экономического района: Новосибирской и Кемеровской областям, Алтайскому краю, Республике Алтай. Перечислены важнейшие промышленные предприятия, достопримечательности и основные проблемы регионов.

ГУМАНИТАРНЫЙ БЛОК

Литература

Общая редакция серии “Литература”: С.Ф.Дмитренко, С.В.Волков

Ванюшева Н. Французская литература в школьной программе. Часть 2 / Наталья Рудольфовна Ванюшева. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Литература”, Вып. 33).

Предлагаемые вам разработки помогут выстроить разговор о французских книгах на уроке и за его рамками. Они практически полезны и методически выверены. Во второй брошюре мы обращаемся к творчеству известных современных авторов, чьи произведения переведены на множество языков: Мишеля Турнье (в сопоставлении с Даниэлем Дефо) и Эрика-Эммануила Шмитта. Их книги посвящены важным для подростка темам.

История

Общая редакция серии “История”: А.Л.Савельев

Дорожкина Н. И. Награды Российской империи и СССР. Материалы к элективному курсу. Часть I / Наталья Ивановна Дорожкина. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “История”. Вып. 33).

Брошюра содержит материалы для лекций учителя и сообщений учащихся (8-й, 9-й классы) и является первой частью элективного курса “Награды Российской империи и СССР”, в которой рассказывается о наградах Российской империи. Представленные разработки могут быть иллюстрированы слайдами СD-диска (приложение к газете “История”, № 8/2010).

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Русский язык

Общая редакция серии “Русский язык”: Л.А.Гончар

Столбунова С. В. Примерное планирование по русскому языку. 5-й класс. К учебнику под редакцией М.В. Панова / София Витальевна Столбунова. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. –(Библиотечка “Первого сентября”, серия “Русский язык”. Вып. 33.)

Английский язык

Общая редакция серии “Английский язык”: Е.В.Громушкина

Майборода С. В. Музыкальная грамматика. Дополнительный материал для изучения грамматики в общеобразовательной школе / Светлана Владимировна Майборода. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Английский язык”. Вып. 33). – Текст англ., рус.

Брошюра представляет собой пособие по изучению грамматики английского языка для учителей, работающих в спецшколах. С помощью небольших, ярких, легко запоминающихся песен “трудные” подростки с радостью и лёгкостью воспринимают грамматику английского языка на подсознательном уровне. “Музыкальная грамматика” в то же время является занимательным дополнительным материалом для учителей, работающих в младших классах средней школы.

Французский язык

Общая редакция серии “Французский язык”: Г.А.Чесновицкая

Николаева В. Подготовка к сдаче экзамена DELF A2 / Виктория Вячеславовна Николаева, Элизабет Тейро. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Французский язык”. Вып. 33).

Данное пособие продолжает серию пособий, посвящённых французским сертификационным экзаменам, и представляет собой описание уровня А2 Европейских стандартов изучения иностранных языков. Авторы рассматривают объём материала, необходимый для овладения уровнем А2, предлагают практические рекомендации и задания, направленные на подготовку к сдаче второго французского сертификационного экзамена DELF A2. Материалы пособия могут быть использованы на уроках французского языка как первого и второго иностранного в средней школе, а также при подготовке школьников к ЕГЭ по французскому языку (базовый уровень).

Немецкий язык

Общая редакция серии “Немецкий язык”: М.Д.Бузоева

Бартош Д. Весенние праздники / Дана Казимировна Бартош, Катрин Бергмайер, Светлана Александровна Лазарева. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Немецкий язык”. Вып. 33). – Текст нем., рус. – На обл.: D. Bartosch, K. Bergmeir, S. Lasarewa. Fest- und Feiertage im Fruhling.