Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2009

Ольга Степанькова

рис.1

Случалось ли вам, готовясь к очередному празднику, писать сценарий для театрального представления? Зарывшись в журналы, подыскивать нужные слова, ксерокопировать их и раздавать юным артистам, а потом репетировать, репетировать, репетировать?

Увлекательное занятие. Да и праздник с участием разных литературных героев обычно удаётся на славу.

Так очень часто делали и мы... Но однажды при подготовке к «Книжкиной неделе» захотелось чего-то необычного.

Старые сценарии из своей методической копилки с хорошими, казалось бы, словами использовать не хотелось.

Подумала о том, что, заучивая, даже с удовольствием, чужие слова, дети в какой-то мере лишены выбора. И работу их нельзя назвать активной.

А что, если пойти другим путём? Мы с коллегой, учителем начальных классов Еленой Владимировной Пиккер, решили сделать так.

Во-первых, узнать у детей, какой литературный герой нравится каждому из них больше всего.

Во-вторых, выяснить, сможет ли ребёнок изобразить сценку с участием своего любимого героя.

В-третьих, спросить, кого из своих друзей он взял бы себе в помощники.

Разговор получился интересный. Ребята выбирали своих героев и обосновывали своё решение. А мы записывали их мысли.

Сформировалась довольно-таки пёстрая картина. И на первый взгляд казалось, что здесь совсем не может получиться одно целое: мы же работали со всем классом.

– Как вы думаете, можно ли объединить всех этих героев? – спросили мы ребят.

– Попробуем написать общий сценарий, – предложили они. – Но сначала подумаем вместе, как же можно объединить тех или иных персонажей.

рис.2

Это и было для детей своеобразным домашним заданием, потому что время, отведённое на первую нашу встречу, закончилось.

Ребята справились с домашним заданием удивительно легко.

Более того, они самостоятельно разбились на группы. Причём кое-кто из ребят в интересах дела сумел отказаться от своей роли и согласился на другую, чтобы подыграть друзьям. К этому дети тоже пришли самостоятельно, никто их не заставлял и не влиял на их выбор.

К началу следующей встречи мы определили, какие сценки и из каких сказок ребята могут ин­сценировать. Они сумели объяснить свой выбор, рассказали, как и в каких костюмах это будет исполнено. Проговаривалось всё до мелочей. Время второй встречи пролетело незаметно. А домашнее задание дети определили сами: подготовка костюмов и работа над образом.

Не всё получалось гладко. Артистам никто не давал готовый текст, они должны были играть ситуацию, в которой в тот момент оказался их персонаж. И хотя тексты сказок все ребята помнили очень хорошо, импровизировать им было поначалу трудно. Стеснялись. Не находили нужных слов. Не могли передать настроение героя.

Был и ещё один вопрос: как объединить все отрывки в одно целое? Решено было выбрать ведущих героев, которые могли бы «собрать всё воедино».

Отработке этих деталей были посвящены последующие встречи.

Получилось вот что:

Дети инсценировали отрывки из трёх сказок: «Золушка», «Кот в сапогах», «Приключения Буратино». А все эти отрывки объединили Гномик и Золотая рыбка.

рис.3

Сюжет прост. Гномик, захватив с собой свою любимую книгу сказок, отправляется на рыбалку. Не надеясь на хороший улов, он открывает книгу и читает.

И всё-таки рыба клюёт. К удивлению Гномика, к нему на крючок попадает не простая, а Золотая рыбка. И Гномик просит её исполнить три желания: заглянуть в три любимые сказки. Рыбка охотно исполняет его просьбу. И они по очереди попадают в сказки, заставая своих героев в самых разных ситуациях. Они не просто наблюдают за происходящим, но и вмешиваются в ход событий и помогают героям в трудной ситуации.

Но предварительно нужно было решить, какая ситуация в сказке является трудной и что могут изменить новые герои.

Здесь уже над текстом работали все вместе. А чтобы не забыть, что предлагали, все высказывания записывали на магнитофон. Полностью погрузились в творческий процесс, и уже каждый являлся и автором сценария, и критиком той сказки, которая рождалась тут же.

И это было уже даже не произведение по мотивам известных сказок, а собственная наша «выстраданная, выговоренная, прочувствованная до мелочей» сказка.

К премьере готовились тщательно. Очень волновались. Если бы дети выходили на сцену с заранее выученным чужим текстом, им, возможно, было бы легче, потому что они так привыкли. А импровизировать ситуацию и передать соответствующие чувства и настроение другим – это уже более трудная работа, которая заставляет мыслить критически.

Может быть, поэтому каждое выступление ребят перед зрителями являлось по-своему оригинальным и не похожим на предыдущие.

рис.4

А как благодарны были юные зрители! Перед выступлением им рассказали, что сказку сочиняли сами артисты, как это было сложно и необычно, но очень интересно. Предложили попробовать сделать что-то подобное в своём классе. А потом попросили написать небольшой отзыв об увиденном.

«Мне очень понравилась сказка “Золушка”. Особенно когда девочки ссорятся, спорят, кто из них лучше выглядит. Лена Уварова очень способная девочка. Она всегда ярко выражает свои эмоции. Эту сказку ребята поставили превосходно. Роль Леночка отыграла великолепно».

«А я бы хотела сыграть роль Русалочки, хотя сказку эту я не люблю. Мне нравится сказка “В тридевятом царстве”. В ней я бы сыграла роль Оксаны, – пишет юный критик из 4-го «А» класса Алёна Личковская.

Саша Панченко сообщает: «Мне понравился хозяин кота. И Гном с Золотой рыбкой... А я бы хотела быть Дровосеком из сказки “Волшебник Изумрудного города”».

А Мариаму Грауру так понравилась Золушка, что он сам хотел бы исполнить женскую роль: «Я хотел бы сам быть Золушкой».

Лене Лакизовой очень понравился бал литературных героев: «Как они все красиво танцевали!»

Праздник закончен. Уставшие счастливые артисты знакомятся с отзывами, делятся впечатлениями и строят планы на будущее...

Статья подготовлена при поддержке компании «Мебельная Партия». Если Вы решили приобрести качественную детскую мебель, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Мебельная Партия». Перейдя по ссылке: «http://www.mpartya.ru/catalog/proizvoditeli-mebeli/p38-popugaev/detskaya-mebel-princessa», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать мебель по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Mpartya.Ru.