Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2009

Наталья Маслова

Размышления о сайте детской библиотеки

Откуда это взялось?

Наталья Александровна
Маслова

заместитель директора
по автоматизации
ЦГДБ им. А.П.Гайдара

Библиотечный сайт – необходимость нашего времени. Сегодня создать свой сайт означает для библиотеки реализовать одну из задач автоматизации – объединить традиционное книжное содержание библиотечной деятельности и высокую степень владения современными программными средствами, телекоммуникационными технологиями.

Таким путём детские библиотеки находят своё место в культурной, информационной и образовательной сфере интересов подрастающего поколения и взрослых, имеющих отношение к проблемам детства, принимают активное участие в исследовании влияния чтения на формирование личности ребёнка. Именно с помощью сайта можно создать образ своей библиотеки как «гостеприимного и богатого ресурсного центра».

Тем не менее создание библиотечных сайтов (в особенности сайтов детских библиотек) до сих пор является уделом лишь увлечённых энтузиастов.

Создание сайтов в детских библиотеках прошло несколько этапов развития. Можно проследить изменения в этой сфере. Начиналось всё буквально вручную, «на коленке». Это было время дилетантов. Например, первый сайт Гайдаровки (7–8 лет назад) я делала, заглядывая в справочники по языку разметки гипертекста HTML, а выполнять правку мне помогали читатели – активные пользователи тогда ещё просто компьютерного класса.

Вместе с развитием программных средств работа по созданию и поддержке сайта стала и проще, и сложнее. На первых порах создать сайт библиотеки – уже значило заявить о себе в Сети. И это было задачей того периода. Сейчас уже сформированы параметры оценки библиотечных сайтов, проходят конкурсы сайтов, в том числе и детских.

Несколько лет назад работа по созданию сайта в библиотеках являлась факультативным, иначе говоря, необязательным мероприятием. Такова была ситуация в 2006 году, когда наш сайт отметили в номинации «Лучший сайт московской библиотеки» в смотре-конкурсе профессионального мастерства московских библиотек «Золотой формуляр».

Сегодня же на создание сайтов библиотек Москвы окружные управления культуры стали выделять средства. Нужно заметить, что ни одна из множества принимаемых в последние 3–4 года программ или концепций развития библиотечно-информационного обслуживания населения не обходится без пункта о библиотечных сайтах и даже порталах.

А что же внутри?

Что же нужно детскому пользователю наших сайтов? Быстрота? Удобство? Разновозрастная адресация? Можно и нужно говорить о специфике сайта, адресованного детям! Эта проблема, а также сегмент Интернета, адресованный не детям вообще, а детскому читателю, ещё ждут своего исследователя.

Сайт библиотеки всегда отражает многоплановую работу коллектива, поскольку основа содержания сайта – материалы, представленные сотрудниками различных отделов библиотеки. От понимания общей задачи и от желания коллектива или отдельных сотрудников зависит, как отражается на сайте картина деятельности библиотеки: полностью или сужается до информационной странички. К слову, работа библиотеки по созданию сайта – достаточно свободное творчество. И здесь есть плюсы и минусы. Минусом, конечно, является вытекающее отсюда недофинансирование работ, связанных с организацией сайта. Сегодня в тех библиотеках, которые хотят иметь свой сайт, как минимум, должны появиться творческие сотрудники, отвечающие за него. Именно от их вкуса в сочетании со специальными знаниями во многом зависит успешность сайта библиотеки. Но для его организации требуются совместные усилия нескольких специалистов: дизайнера, веб-мастера, программиста. Не говоря уже о постоянной работе по обновлению, добавлению, изменению материалов и т.д. Прибавим сюда необходимость иметь серверную технику, скоростной канал связи, сотрудников, отвечающих за наладку и работу оборудования. Таким образом, создание и поддержка сайта требуют кадрового и финансового обеспечения.

Каким мне видится сайт детской библиотеки?

Думаю, что при наличии многих централизованных библиотечных систем в таком крупном мегаполисе, как Москва, оптимальны сайты небольшой сети библиотек (например, в пределах административного округа Москвы или одной ЦБС). Пользователь подобного ресурса должен получить доступную информацию о том, какие издания есть в системе, где они хранятся, узнать о наличии издания в конкретной библиотеке. Можно реализовать возможность заказать издание через сайт или почитать его электронную копию. С помощью такого объединённого ресурса удобно проводить окружные мероприятия, конкурсы, фестивали книги и т.д.

В декабре прошлого года мы выпустили новую (третью по счёту) версию сайта с учётом современных требований и с помощью последних достижений в области построения и дизайна веб-сайтов.

Сайт построен на основе известной бесплатной системы управления содержанием (ЦМС – от англ. CMS) Joomla. Он модульный и масштабируемый. В сайт можно встраивать дополнительные функции: существует огромная библиотека всевозможных модулей. Также есть возможность разрабатывать собственные функции для включения в него.

Внешний вид сайта создан на базе технологии сменных оболочек. Оболочка не влияет на логику работы модулей сайта, только на способ представления содержимого.

На сайте поддерживается иерархическая структура управления посетителями по уровню доступа к содержимому. Есть возможность видеть статистические данные, касающиеся просмотра и посещения страниц.

Важнейший информационный ресурс, представленный на сайте библиотеки, – электронный каталог. Основная проблема его размещения на сайте заключается в несовершенстве интерфейса поиска. Разработчики всех наших АБИС и веб-приложений к ним не рассчитывали на детского пользователя. Во всяком случае, стандартный интерфейс не является интуитивно понятным обычному нашему читателю. Мы знаем примеры каталогов для детей на зарубежных сайтах. Нашим библиотекам нужны специальные разработки. Здесь мы рассчитываем на новую программу ГПНТБ – J-Ирбис, специально предназначенную для интеграции поисковой системы веб-Ирбиса с ЦМС Joomla и вполне позволяющую решить обозначенную нами задачу: сделать интерфейс поиска по каталогам таким, каким он нам видится для нашего детского пользователя.

Хочу сказать о некоторых интересных, на наш взгляд, возможностях описанного сайта.

Во-первых, удобство встраивания видеофрагментов (например, на страничке «Вход в библиотеку» – «Наши встречи»). В нашем новом проекте писатели – гости библиотеки дают небольшие видеоинтервью на тему «Зачем стоит читать?». Например, Людмила Улицкая, Марина Бородицкая, Ксения Драгунская.

Во-вторых, быстрота и удобство выкладывания больших по объёму текстовых и иллюстративных материалов, например методических…

В-третьих, мобильность структуры сайта, т.е. создание новых разделов, перестройка старых.

В-четвёртых, возможность изменения внешнего вида сайта «одним кликом».

Эта версия сайта Гайдаровки запущена недавно (в декабре 2007 года), а на счётчике уже свыше миллиона посетителей!

Важнейшей своей задачей мы считаем обслуживание так называемого «особого ребёнка». Библиотека приступила к внедрению многих изменений в структуре и организации обслуживания, и, конечно же, на сайте тоже должны быть представлены новые услуги для такого пользователя. К примеру, там уже появился методический раздел «Библиотека для особого ребёнка» в разделе «Коллегам».

Более подробную программу наших изменений можно увидеть в Комплексной целевой программе «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности», куда мы внесли свои предложения по усовершенствованию сайта и адаптации его для детей с ограниченными возможностями.

В заключение хочу перефразировать слова Самуила Яковлевича Маршака о том, какой должна быть детская книга: сайт для детской библиотеки должен быть таким же, как и для взрослой, только ещё лучше!