Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2009

Татьяна Рудишина

Живые классики у «Дошколят»

Детские стихи должны проверяться дважды! – сказал Маршак. – Одна проверка – взрослый с тонким вкусом, вторая – дети. Если стихи нравятся и тому и другому, и другим – всё в порядке. Если только взрослому, это вероятно, не детские стихи. Но если только детям, это не стихи вообще, это халтура.
Из воспоминаний Вадима Левина о разговоре с Маршаком,
который состоялся в 1962 году

 

НА ВЫХОДНЫЕ Даня принёс из детского сада несколько бумажек с текстами. Вам они тоже хорошо знакомы: это, с позволения сказать, стихи, а точнее – плохо зарифмованные банальности к празднику. Из них выстраивается монтаж, чтобы мамы (чаще бабушки) умилились, а воспитатели с удовлетворением отчитались методисту – провели мероприятие на высоком эмоциональном и художественном уровне.

Текст был аккуратно набран на компьютере. Ещё совсем недавно компьютеров в детских садах не было. Прогресс. Однако качество текстов не изменилось:

Мы мам наших добрых улыбки
В огромный букет соберём.
Для вас, дорогие, любимые,
Мы песню сегодня споём.

Учить это было невыносимо. Инверсия на инверсии, а с рифмой просто беда. Любимые постоянно куда-то вываливались. Слёзы Дани были где-то совсем близко. И тут я, забыв обо всех педагогических заповедях (в частности, не вмешиваться в чужой педагогический процесс), предложила чистой воды хулиганство: заменить слово «любимые» на слово, которое чуть лучше рифмуется со словом «улыбки». Это были «улитки» (можете сами попробовать). Слёзы у внука тут же высохли, и, отсмеявшись, Даня быстро выдал это, с позволения сказать, стихотворение на-гора. Перед роковым словом он выдерживал паузу, про себя говорил «улитки», а потом с улыбкой произносил всё, что положено, – любимые. С таким же успехом это могли быть родимые, и близкие, родители, хорошие, прекрасные.

К чему эта маленькая история? Нет-нет, это не методика заучивания праздничных виршей. Это попытка что-то им противопоставить.

И взрослому, и невзрослому человеку приятнее декламировать стихи хорошие. И правильно, если они окружают ребёнка сызмальства. Я не призываю умываться с Мойдодыром, а обедать с Робин-Бобином. Просто есть читательское счастье в попадании в рифму, в неожиданной и точной рифме, в «подсмотренной» ситуации, в «подслушанной» интонации. Но чтобы это счастье получить, надо кое-чему подучиться. Например, отличать хорошие стихи от посредственных. А ещё нужно освоить некоторые приёмы работы со стихами для маленьких, да и просто пополнить арсенал хороших стихов, знакомых лично вам с детства, новинками, которые появились, когда вы уже выросли.

Рецептов немало. Сегодня делюсь тремя.

РЕЦЕПТ ПЕРВЫЙ (ПОЧТИ УТОПИЧЕСКИЙ)

В 2006–2007 годах в Санкт-Петербурге вышло 7 книжечек (мягкая обложка, небольшой формат, дешёвая бумага), которые сегодня на аукционе профессиональных изданий, если бы таковой существовал, побили бы не один рекорд. Их составил (а в ряде случаев выступил и в качестве автора) поэт, переводчик Михаил Яснов. Выпустило эти поэтическо-педагогические жемчужины Агентство образовательного сотрудничества в серии «Большая энциклопедия маленького мира». Общий заголовок семи (!) книг – «Литературная радуга». Тема радуги подчёркнута и в оформлении, правда, чуть-чуть подвела полиграфия, и фиолетовый с синим цвета оказались почти одинаковыми. Подзаголовок на титульном листе раскрывает суть серии. Тут предполагается три варианта: «Стихи, объединяющие больших и маленьких», «Книги, объединяющие больших и маленьких», «Переводы, объединяющие больших и маленьких». Книжицы эти – настоящая библиографическая редкость. Тираж был невелик: 3000 экземпляров. Выходные данные приводим полностью, так как букинистические находки, сюрпризы в Интернете и прочие литературные чудеса случаются:

1. Яснов М. Чудетство. – СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2006. – 104 с. – (Большая энциклопедия маленького мира).

2. Наши друзья – поэты. Часть 1. – СПб. : Агент-ство образовательного сотрудничества, 2006. – 104 с. – (Большая энциклопедия маленького мира).

3. Наши друзья – поэты. Часть 2. – СПб. : Агент-ство образовательного сотрудничества, 2006. – 104 с. – (Большая энциклопедия маленького мира).

4. Наши друзья – переводчики. Часть 1. – СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2006. – 112 с. – (Большая энциклопедия маленького мира).

5. Наши друзья – переводчики. Часть 2. – СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2007. – 96 с. – (Большая энциклопедия маленького мира).

6. Наши друзья – прозаики. Часть 1. – СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2007. – 128 с. – (Большая энциклопедия маленького мира).

7. Наши друзья – прозаики. Часть 2. – СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2007. – 128 с. – (Большая энциклопедия маленького мира).

В первых пяти книжечках вы найдёте большую, качественную подборку стихов и поэтических переводов и краткие рассказы об авторах.

РЕЦЕПТ ВТОРОЙ (РЕАЛЬНЫЙ, НО ХЛОПОТНЫЙ)

Совсем недавно, прямо к весенней книжной ярмарке, вышла в издательстве «Октопус» книга стихов и не только. Новой в полной мере назвать её нельзя, потому что замечательные стихи Вадима Левина и Ренаты Мухи в последние годы издавались и переиздавались, в том числе издательством «Октопус». Да и уроки поэта-педагога тоже публиковались. Но чтобы всё вместе, да ещё в дивном оформлении художника Светы Ивановой – такого ещё не было. Выходные данные привожу в таком виде, в каком они представлены на обороте титульного листа:

Вадим Левин, Рената Муха. Между нами. – М. : Октопус, 2009. – 192 с.

Книжка с секретом. Открыл её как положено. Вначале приводится содержание, где стихи авторов подобраны в тематическом порядке: прогулки, дожди всех фасонов, обожаемые Ренатой Мухой ужи и жабы, раки, крабы, караси и прочие баллады, загадки, считалки, скороговорки. А напоследок – колыбельные. Но как только вы перевернули книгу, то на очень похожей обложке добавилось в названии одно слово: «Между нами, взрослыми…» В «детском» варианте был подзаголовок: «Стихи, сказки и развлечения для общения с детьми». Во «взрослом» подзаголовок другой: «Как читать детям. Как читать с детьми, получая удовольствие и доставляя радость. Педагогические заметки писателей». (Как методист детской библиотеки, подзаголовок «Как читать с детьми, получая удовольствие и доставляя радость» – я вообще бы взяла в качестве ведущей темы в младшем отделе обслуживания). Пересказывать выстроенную годами поэтическую педагогику Вадима Левина невозможно. Это надо читать (ещё лучше хоть однажды побывать на его мастер-классах). А найти, вчитаться, вникнуть, придумать свои примеры и варианты заданий – вот это дело. Приведу только названия глав:

Потягушки и топотушки. Читатель первого года жизни.

Пробежала мышка в норку. Раннее детство: от года до трёх.

Около окошка спит на солнце кошка. Дошкольное детство: от трёх-четырёх до шести-семи.

Уж бежал кривой дорожкой. Ребёнок осваивает навыки чтения: не заставлять, а подстрекать!

Бывают в жизни чудеса. Чтение в младшем школьном возрасте: от шести-семи до девяти-десяти.

А остальное придумайте сами.

РЕЦЕПТ ТРЕТИЙ (САМЫЙ РЕАЛЬНЫЙ)

Выписывайте газету «Дошкольное образование» Издательского дома «Первое сентября». В ней вы найдёте несколько постоянных рубрик, напрямую связанных с нашим сегодняшним разговором. Для начала: на обложке непременно стихотворение – таков стиль «Дошкольного образования» (у нас в «БШ» – «Мысль в подарок», а тут – стих).

Рубрика «Пять минут поэзии на ночь» (по страницам журнала «Кукумбер») – это не только постоянное знакомство с новыми авторами, но ещё и игра. Газета «Дошкольное образование» раз в месяц публикует на своих страницах карточки со стихами. Их следует скопировать, наклеить на картон и поставить в специальный «раздаточный» ящичек. Родители, желающие стать участниками игры, получают раз в неделю комплект из трёх стихотворений (у всех одинаковые стихи). В понедельник перед сном нужно прочитать ребёнку одно стихотворение, во вторник – другое, в среду – третье. В четверг и в пятницу у ребёнка следует спросить: «Какое стихотворение ты хотел бы послушать сегодня?» И почитать по выбору. А в выходные – заполнить небольшую табличку с графами «Самое-самое любимое стихотворение» (3 балла), «Самое любимое стихотворение» (2 балла), «Просто любимое стихотворение» (1 балл). А дальше интересно проанализировать, какие стихотворения в каких семьях оказались в лидерах. Потом добавляются новые стихи и – второй раунд. Подробнее методика, которая поможет «запустить» акцию в условиях детского сада, описана в первом номере газеты за 2009 год. Библиотекари же – народ креативный – непременно внесут какие-то свои творческие идеи в ход игры.

А стихи хорошие, попробуй тут выбери:

Партия

Мы в шахматы с папой играем
И яблоки молча жуём.
Мой папа в игре несгибаем,
Но я нападаю ферзём!
Я партию начал чудесно –
Съел пешку, слона и коня,
Но папа пошёл интересно –
Он яблоко съел у меня!

Наталья Хрущёва

 

Фантазия

Мама с папой кричат:
«Безобразие!
Кто слона рисовал на обоях?» –
«Это я рисовал.
И Фантазия». –
«Безобразие!
В угол обоих!»

Галина Дядина

 

Я – молодец

Папу я нарисовал,
Маму я нарисовал,
Нашу бабушку и кошку,
Всех я пере-рисовал.
А потом – давай калякать!
А потом – давай малякать!
Палочки-черкалочки
Пере-за-черкалочки!
Получилось – всё в тумане.
Нету папы, нету мамы,
Виден только хвост от кошки,
Только бабушки немножко…
Взял я ластик
И один
Всю семью освободил!
И кошку!

Инна Гамазкова

 

И ещё об одном очень важном проекте газеты хочется сказать. Он называется «Знакомьтесь: живые классики!» (ищите его в рубрике «Книжный шкаф»), и там поэты-современники, которые по праву уже сейчас могут называться классиками, рассказывают о себе. Это Михаил Яснов (№ 23/2008); Марина Бородицкая (№ 3/2009), Сергей Махотин (№ 5/2009), Пётр Синявский (№ 7/2009). Как увлекательно и «вкусно» они рассказали о своём детстве. Просто пальчики оближешь!

Это далеко не все рецепты. Про остальные как-нибудь в другой раз.