Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2010

Ольга Алдохина, Наталья Гендина, Надежда Колкова

Проблемы отражения в открытом информационном пространстве основных функций библиотеки как социального института

СЕКЦИЯ 3: Электронные библиотеки и Интернет-технологии

 

Наталья Ивановна
Гендина

директор НИИ
информационных
технологий социальной
сферы (НИИ ИТСС)
КемГУКИ, г. Кемерово

Надежда Ивановна
Колкова

зав.кафедрой
технологии автоматизированной обработки информации КемГУКИ, зав. лабораторией информационных ресурсов и технологий НИИ ИТСС, г. Кемерово

Ольга Ивановна
Алдохина

старший
научный сотрудник
НИИ ИТСС КемГУКИ,
г. Кемерово

 

Библиотеки в новой информационно-технологической среде

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и его всепроникающий характер обусловили становление единого открытого мирового информационного пространства, чьей сущностной характеристикой является возможность получения каждым членом общества полной и достоверной информации на основе свободного доступа. Реализация этой возможности во многом связана с наличием в открытом мировом информационном пространстве надёжных информационных ресурсов. Одним из важнейших видов современных информационных ресурсов являются веб-сайты. Создание библиотечных веб-сайтов во всём мире получило массовый характер.

Согласно данным информационно-справочного портала Library.ru, каталог библиотечных веб-сайтов на 24 апреля 2009 г. насчитывал 1840 адресов. В их числе веб-сайты российских библиотек различных типов и разной ведомственной принадлежности, а также веб-сайты корпоративных библиотечных систем и центров, библиотечных ассоциаций и др. О значительном росте числа библиотечных веб-сайтов свидетельствуют результаты сопоставления этих данных с данными на декабрь 2007 г. В целом прирост за два года – 311 веб-сайтов (20%), причём наибольший рост наблюдается в группе вузовских библиотек – 111 веб-сайтов (60%), муниципальных библиотек (в том числе библиотеки Москвы и Санкт-Петербурга) – 75 веб-сайтов (40%), школьных библиотек – 11 веб-сайтов (38 %). Создание веб-сайтов практически всеми типами библиотек и предоставление на их основе «виртуальных» услуг многочисленным категориям населения делает проблему обеспечения и оценки качества библиотечных веб-сайтов особенно актуальной.

Конкурсы библиотечных веб-сайтов и проблемы оценки их качества

Одним из результатов осознания необходимости оценки качества созданных библиотеками веб-сайтов стало проведение их конкурсов. Сегодня конкурсы подобного рода проводятся на федеральном, отраслевом и региональном уровнях. Точкой отсчёта этих событий стал 2003 г., когда Федеральным агентством по культуре и кинематографии, РБА и Межрегиональной ассоциацией деловых библиотек был впервые проведён Всероссийский конкурс веб-сайтов муниципальных библиотек. В 2005 г. стартовал I Всероссийский конкурс веб-сайтов публичных библиотек, в 2007 г. такой конкурс прошёл во второй раз, в 2009 г. – в третий. Оценка качества школьных библиотек осуществлялась в ходе Всероссийского интернет-конкурса «Мудрая Сова – 2004». Библиотечные веб-сайты также явились объектом оценки в ходе смотра-конкурса электронной продукции служб информации по культуре и искусству в 2006–2007 гг. Среди региональных можно назвать конкурс сайтов межпоселенческих центральных библиотек Республики Бурятия, областной конкурс библиотекарей муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений образования областного подчинения «ИКТ в деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения» Псковской области.

Проблема критериев оценки качества веб-сайтов в Положениях отечественных конкурсов

Представление о подходах к оценке качества библиотечных сайтов позволяет получить анализ Положений конкурсов библиотечных веб-сайтов [2–8]. Следует отметить, что состав представленных в Положениях критериев оценки весьма разнороден и, как правило, не систематизирован. Например, в одном логическом ряду используются такие критерии, как «Содержание» и «Размещение в структуре кратких описаний произведений» и т.п. Различается и количество предлагаемых критериев – от трёх до тринадцати. В результате проведённой группировки критериев были выделены три группы, характеризующие контент, внешний вид и сервисные возможности библиотечных веб-сайтов.

Вполне закономерно, что в Положениях определяющее значение отводится оценке контента веб-сайтов. В числе критериев, позволяющих оценить качество контента библиотечных веб-сайтов, в Положениях названы:

• возможность доступа к полнотекстовым источникам [4];

• информативность [7];

• наличие иноязычной версии сайта [5];

• качество представленных на сайте документальных ресурсов по культуре и искусству [6];

• чёткость структуры, систематизации информационных разделов [6];

• наличие и качество информации о самом СНИКИ и оказываемых им услугах [6];

• наличие информации о библиотечном фонде [4];

• размещение в структуре кратких описаний произведений [4];

• содержание [1–3].

Подчеркнём, что называемые в Положениях критерии в ряде случаев не раскрываются и не уточняются. Например – «Информативность». В других случаях приводится достаточно подробный перечень аспектов оценки контента веб-сайта в разрезе названного критерия. Например, критерий «Содержание» сопровождается следующим перечнем аспектов:

• полнота представления информации о библиотеке (история, структура, ресурсы, услуги, наличие контактной информации);

• наличие на сайте информации о районе (муниципальном образовании), её полнота и качество;

• наличие новостного блока;

• наличие электронного каталога библиотек района и обеспечение доступа к корпоративным и иным каталогам, размещённым на сайтах других библиотек и организаций;

• регулярность обновления материалов; наличие на сайте материалов (текстовых, аудиовизуальных и т.п.), представляющих интерес для широкого круга пользователей Интернета;

• наличие дополнительных библиотечно-информационных сервисов (электронной доставки документов и т.п.);

• частота и регулярность обновления материалов [1, 2].

Сквозь призму этих критериев наглядно видна сложность проблемы объективной оценки качества контента библиотечных веб-сайтов как экспертами (членами жюри конкурсов), так и разработчиками веб-сайтов.

Отсутствие системности и чёткости в выявленных критериях оценки контента библиотечных веб-сайтов побудило нас изучить существующие подходы к оценке контента веб-сайтов в других предметных областях. С этой целью были изучены Положения таких Всероссийских конкурсов, как «Технологический конкурс сайтов» [9], «Самый лучший сайт 2009» [10], интернет-конкурс «Золотой сайт 2009» [11], «Строительный сайт 2009» [12], а также городского (г. Москва) конкурса интернет-проектов по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в среде молодёжи [13]. Заметим, что в отличие от Положений, регламентирующих конкурсы библиотечных веб-сайтов, в них используется более широкий диапазон критериев. Наряду с критериями, характеризующими контент, внешний вид и сервисные возможности, применяются также критерии для программного обеспечения и социальной эффективности веб-сайтов.

Для оценки качества контента небиблиотечных веб-сайтов используются следующие критерии:

• грамотность оформления текстов (текст на страницах веб-сайта вселяет уверенность, что его автор/ редактор в совершенстве владеет русским языком и правилами набора);

• семантическая группа (новизна идеи и содержания, соответствие содержания теме, качество и объём информации, художественность, занимательность, литературность языка);

• содержание (информационное наполнение должно привлекать внимание посетителя и отвечать целям и задачам сайта; форма подачи информации должна соответствовать аудитории и учитывать специфику сетевого чтения; информационное наполнение должно вызывать интерес пользователей и содержать материал по тематике конкурса);

• уровень контента (значимость, актуальность, художественная стилистика, полнота охвата темы);

• эффективная технологическая организация контента (контент веб-сайта легко индексируется поисковыми машинами; переход поискового робота между страницами веб-сайта не затруднён никакими технологическими ограничениями, например навигацией, реализованной на основе JavaScript);

• на сайте предусмотрены автоматически генерируемые, прозрачные для пользователя, т.е. не требующие от него никаких действий, версии представления контента для вывода страниц на печать и просмотра их на экранах карманных компьютеров.

Из данного перечня критериев для оценки контента библиотечных веб-сайтов, на наш взгляд, могут быть полезны следующие два:

• оценка степени адаптации представленной информации к особенностям сетевого чтения;

• эффективная технологическая организация контента (индексирование контента сайта поисковыми машинами).

Вместе с тем сопоставление критериев оценки контента библиотечных и небиблиотечных веб-сайтов свидетельствует о необходимости систематизации и более чёткого определения смысла, вкладываемого в тот или иной критерий оценки, а также в систему критериев в целом.

Руководство «Принципы качества веб-сайтов по культуре»
и проблемы критериев оценки качества библиотечных веб-сайтов

Анализ документов, регламентирующих проведение конкурсов веб-сайтов, показал отсутствие согласования критериев оценки контента библиотечных веб-сайтов с разработанным на международном уровне руководством «Принципы качества веб-сайтов по культуре» [1]. Отличительной особенностью этого руководства является то, что в нём впервые отражена совокупность принципов, позволяющих комплексно оценить контент, дизайн, программно-техническую реализацию и сервисные возможности сайтов: прозрачность; эффективность; поддержка; доступность; ориентация на пользователя; реактивность; многоязычность; совместимость; управляемость; сохранность. Для каждого принципа предусмотрены определенная совокупность критериев и перечень контрольных характеристик. При этом сайт может считаться качественным, если по каждому принципу он отвечает 75% установленных критериев. Однако и в этом документе не удаётся обнаружить показателей, однозначно определяющих требования к сущностным характеристикам контента именно библиотечных сайтов. Мы имеем в виду не столько общеизвестные и бесспорные требования учёта потребностей целевой аудитории пользователей, сколько необходимость отражения официальным веб-сайтом функций библиотеки как социального института. По сути дела, речь идёт о том, в какой мере веб-сайт библиотеки не только декларирует, но и реально «настроен» на всех потенциальных пользователей в условиях открытого информационного пространства. При этом важно, чтобы официальный веб-сайт библиотеки объективно отражал всю совокупность направлений её деятельности, обеспечивал полноту представления общественной значимости библиотеки как социального института, а не служил средством самовыражения разработчиков сайта.

О том, что в практике библиотечного сайтостроения зачастую преобладает субъективизм, свидетельствуют результаты проведённых нами исследований [14, 15]. Следствием субъективизма является целый ряд типичных недостатков существующих библиотечных веб-сайтов: неполнота либо избыточность информации; её разнородность и неструктурированность; несоответствие информации статусу сайта, погрешности языка и стиля; затруднённость восприятия информации; многоступенчатость при поиске информации и др.

Функциональный подход к оценке качества контента библиотечных веб-сайтов

С нашей точки зрения, для того, чтобы официальный веб-сайт библиотеки объективно отражал всю совокупность направлений её деятельности, обеспечивал полноту представления общественной значимости библиотеки как социального института, целесообразно использовать принцип функционального подхода. Он предполагает исследование объектов с точки зрения их функционирования и связей с окружающей средой при абстрагировании от их внутреннего строения. Такой подход позволяет более полно раскрыть природу сложных объектов, к которым могут быть отнесены библиотеки.

Как отмечает В.В.Скворцов: «Из Закона РФ “О библиотечном деле” (1994 г.) следует, что библиотеке, как социальному учреждению, присущи, по меньшей мере, три социальные функции: информационная, культурная, образовательная» [16, с. 170]. Несмотря на продолжающиеся дискуссии и различные точки зрения библиотековедов на количество, состав и дифференциацию функций библиотек, отметим, что приведённый выше тезис отражает наиболее устоявшийся и закреплённый нормативным документом подход. Именно он взят нами за основу при проведении исследования контента веб-сайтов областных (краевых) универсальных научных библиотек как одного из наиболее представительных компонентов библиотечной системы России.

Результаты сопоставительного анализа контента сайтов
областных универсальных научных библиотек в 2005 и в 2009 гг.

Нами был проведён сопоставительный анализ данных, характеризующих сайты областных (краевых) универсальных научных библиотек (ОУНБ), по состоянию на 2005 и 2009 гг. Для исследования было отобрано 30 сайтов ОУНБ из 59, зарегистрированных на апрель 2009 г. информационно-справочным порталом Library.ru в разделе «Центральные универсальные библиотеки краёв, областей, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга». Сопоставление показало, что доля ОУНБ, располагающих сайтами, возросла на 17% (с 50% в 2005 г. до 67% в 2009 г.). Наряду с количественным ростом изменились и характеристики сайтов (см. табл. 1).

Таблица 1

Результаты сопоставительного анализа характеристик сайтов ОУНБ

Наименования характеристик Значения
характеристик
2005 г. 2009 г.
Наличие счётчиков посещений сайтов ОУНБ 25% 0%
Электронный каталог Нет данных 77%
Обратная связь 50% 47%
Электронная доставка документов 18% 26%
Наличие иноязычной версии 7% 3%
Библиограф on-line 0 10%
Виртуальная справка 0 20%
Виртуальное обслуживание 0 10%
Карта сайта 0 20%
Продление on-line 0 13, 3%

Следует отметить, что в зеркале анализа ярко отражается развитие новых видов и форм электронных услуг (библиограф on-line, виртуальная справка, виртуальное обслуживание, продление on-line). Вместе с тем заметными тенденциями стали отказы библиотек от счётчиков посещений и сокращение иноязычных версий веб-сайтов, что, вероятно, обусловлено, трудоёмкостью поддержки таких версий.

В соответствии с идеологией функционального подхода, все рубрики контента веб-сайтов «анализируемых» библиотек были соотнесены с функциями ОУНБ. При этом мы исходили из того, что ОУНБ, как и любой библиотеке, присущи три базовые функции (информационная, культурная, образовательная), а также специфические функции, отличающие их в ряду библиотек других типов (функция региональной библиотечной политики, функция региональной памяти) [17].

Распределение всех выявленных рубрик и подрубрик веб-сайтов по группам в зависимости от выполняемых областной библиотекой функций показало, что сайты ОУНБ нацелены на решение всех функций (как базовых, так и специфических), характерных именно для ОУНБ. Работоспособность функционального подхода к анализу контента сайтов подтверждают данные табл. 2. При этом выяснилось, что в контенте сайтов представлен ряд рубрик, отражающих организацию работы библиотеки.

Таблица 2

Отражение функций ОУНБ в структуре контента сайта

Функции ОУНБ Наименования рубрик
Информационная «Библиотеки России», «Библиотека в СМИ» *, «Новости», «Полезные ссылки» *, «Полнотекстовые документы» *, «Правовой центр», «Ресурсы» *, «Электронные ресурсы» *, «Фонды», «Новые поступления», «Издания», «Периодика», «Услуги», «Читателям», «Электронный каталог» *, «Библиограф on-line», «Виртуальная справка», «Виртуальное обслуживание», «Гостевая книга», «Форум», «Электронная доставка документов»
Культурная «Виртуальные выставки», «Выставки», «Литературная гостиная», «Мероприятия», «Центр чтения»
Образовательная «Полезные ссылки» *, «Полнотекстовые документы» *, «Ресурсы» *, «Электронный каталог» *, «Электронные ресурсы» *
Функция региональной библиотечной политики «Библиотеки области», «Библиотека в СМИ» *, «Виртуальные конференции», «Коллегам», «Официальные документы», «Проекты»
Функция региональной памяти «Информация о крае (области)», «История библиотеки», «Хроника», «Фотогалерея», «Почётные читатели», «Краеведение»
Организационная** «Библиотека сегодня», «Вакансии», «Главная», «Как записаться», «Как нас найти», «Контакты», «Координаты», «О библиотеке», «Объявления», «Партнёры», «Правила пользования», «Режим работы», «Старый сайт», «Структура», «Карта сайта», «Продление on-line»

* Рубрики, содержащие сведения, отражающие различные функции ОУНБ.

**Рубрики, содержащие сведения, характеризующие регламент работы библиотеки.

 

В количественном измерении соотношение рубрик, отнесённых к определённым функциям ОУНБ, за сравниваемые периоды представлено в табл. 3.

Таблица 3

Количественная характеристика
рубрик сайтов ОУНБ в разрезе их функций

Функции ОУНБ Объем рубрик
2005 г. 2009 г.
Информационная 20,41% 37%
Культурная 7,14% 9,4%
Образовательная 18,36% 9,4%
Функция региональной библиотечной политики 11,22% 11,3%
Функция региональной памяти 11,22% 11,3%
Организационная 31,63% 32%

Следует подчеркнуть, что эти данные (подтверждая работоспособность функционального подхода, обеспечивающего возможность выявления качественных официальных веб-сайтов, как сайтов, содержащих контент, который отражает все базовые и специфические функции, присущие данному типу библиотек) носят усреднённый характер. Применительно к конкретным ОУНБ указанный подход позволяет выявить недопустимые нарушения состава контента веб-сайтов. Так, например, типичным нарушением такого рода является то, что ряд веб-сайтов ОУНБ не содержит материалов краеведческого характера. А это означает, что веб-сайт такой библиотеки нарушает нормативные требования и не отражает закреплённую за данным типом библиотек функцию региональной памяти.

Предлагаемый подход позволяет ответить на принципиальный вопрос: что должно быть обязательно отражено в контенте официального веб-сайта библиотеки? Причём с возможностью дифференциации требований к контенту веб-сайтов библиотек разных типов. Так, например, для областных юношеских библиотек, помимо базовых, могут быть характерны просветительская, воспитательная, социализирующая, для муниципальных – досуговая, для специальных – реабилитационная, библиотерапевтическая функции.

Отстаивая идею функционального подхода, авторы ясно осознают сложности его реализации на практике. Существенным барьером на пути к использованию данного подхода является отсутствие чёткой системы критериев, а также, по терминологии «Принципов качества веб-сайтов по культуре», контрольных характеристик для оценки веб-сайта в разрезе каждой функции. Кроме того, каждой функции (базовой и специфической) должен быть присвоен уровень приоритета (высокий, средний, низкий). Необходимым является также введение пороговых значений критериев, позволяющих перевести оценку качества сайтов из преимущественно субъективных суждений в ранг количественно измеряемых формализованных процедур.

Перспективы реализации предлагаемого подхода к оценке контента официальных сайтов библиотек

Проведённый анализ свидетельствует, что проблема оценки качества сайтов носит комплексный характер, включая, прежде всего, вопросы семантического свойства. Её нельзя решить вне системного подхода к решению проблем библиотековедческой теории, включая проблемы типологии библиотек и их функций, показателей качества обслуживания читателей, а также возможностей привлечения математического аппарата к оценке качества библиотечных сайтов. Может возникнуть сомнение в необходимости такого сложного, трудоёмкого и дорогостоящего исследования. Однако ещё раз подчеркнём, что речь идёт об официальных веб-сайтах библиотек, призванных соответствовать государственной культурной политике (политике государства в области культурного развития) и выполнять возложенные на них функции и задачи в соответствии с нормами государственного бюджетного финансирования. Именно они – официальные веб-сайты – уже сегодня являются объектами независимых «вебометрических» измерений (на международном, национальном и региональном уровнях) [18, 19], позволяющих судить на основе мониторинга информационных ресурсов о степени готовности отраслей, регионов, стран к вхождению в информационное общество.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Принципы качества веб-сайтов по культуре. Руководство [Текст] / под ред. пятой рабочей группы проекта Minerva «Определение потребностей пользователей, содержания и критериев качества веб-сайтов по культуре». – М., 2006. – 62 с.

2. Всероссийский конкурс web-сайтов муниципальных библиотек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rba.ru/or/comitet/14/2(8)/2_9.htm

3. Первый всероссийский конкурс сайтов публичных библиотек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.library.ru/konkurs/public/winners.php  

4. Второй всероссийский конкурс сайтов публичных библиотек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.library.ru/konkurs/public2/pol.php  

5. Мудрая Сова 2004: конкурс по созданию школьными библиотеками своих веб-сайтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-sector.relarn.ru/project/sova/

6. Конкурс сайтов межпоселенческих центральных библиотек Республики Бурятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.ru/nb/Konkurs_saitov_mcb/polozhenie.php  

7. Смотр-конкурс электронной продукции служб информации по культуре и искусству [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.okno.ru/news/newsarchiv/

8. Областной конкурс библиотекарей муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений образования областного подчинения «ИКТ в деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://poipkro.pskovedu.ru/cnpi/bibliotekaru/pologenie2007.htm  

9. Технологический конкурс сайтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kristikonkurs.sitecity.ru/phtml  

10. «Cамый лучший сайт 2009» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.konkurs.c-d-m.ru/about/regulations/

11. Золотой сайт 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://goldensite.ru.

12. «Строительный сайт 2009» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://contest.vashdom.ru

13. «Лучший интернет-сайт по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в среде молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konkurs.c-d-m.ru/

14. Гендина Н. И. Создание исследовательского и методического инструментария разработки сайтов библиотек и музеев: результаты разработок НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств [Электронный ресурс] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина И. Л. Скипор // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы 12-й Международной конференции «Крым 2005» – Электрон. дан. – М. : ГПНТБ России, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

15. Алдохина О. И. Сайты областных (краевых) универсальных научных библиотек как средство продвижения краеведческой информации [Электронный ресурс] /О. И. Алдохина // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы 12-й Международной конференции «Крым 2005» – Электрон. дан. – М. : ГПНТБ России, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

16. Российское библиотековедение: ХХ век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / РГБ; сост. и предисл. Ю. П. Мелентьева; науч. ред. Л. М. Инькова. – М. : ФАИР-ПРЕСС; Пашков дом, 2003. – 432. с.

17. Справочник библиотекаря [Текст] / ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Профессия, 2002. – С. 47

18. Печников А. Рейтинг официальных web-сайтов университетов России и Финляндии: сравнительный анализ [Текст] / А. Печников, О. Илюкевич // Информационные ресурсы России. – 2008. – № 3. – С. 25–28.

19. Чугунов А. Индекс ООН готовности стран к «электронному правительству»: соотношение с российскими данными [Текст] / А. Чугунов // Информационные ресурсы России. – 2009. – № 1. – С. 22–24.