Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2010

Рекомендации для библиотекаря

БЛОГИ – ценный инструмент для продвижения библиотечных новостей, обмена результатами исследований и списками книг. Если вы хотите начать вести блог, изучите перечень рекомендаций и соответствующих средств.

БАЗОВЫЕ

1. Продумайте главный вопрос: какую предметную нишу может занять ваш блог (новости библиотеки, библиотечная школа, информационная грамотность)? Составьте план и тематические направления для блога.

2. Выберите хорошее название: придумайте название для вашего блога, что-то простое, легко запоминающееся и узнаваемое.

3. Подумайте о вашей целевой аудитории: определите тип читателей, которых вы хотите привлечь.

4. Свяжите ваш блог с сайтом вашей библиотеки: если это допускается, создайте ссылку для связи вашего персонального библиотечного блога или блога вышестоящей организации (библиотечного департамента) с главной страницей сайта библиотеки.

Фото с сайта http://infomikser.lom-bard.net/publ/14

 

5. Будьте последовательны: когда делитесь в блоге информацией, помните об общей теме и предмете обсуждения.

6. Рассматривайте ваш блог как часть вашей работы. Блоги – не только приятное времяпрепровождение и обмен идеями. Это законный маркетинговый инструмент, который способен помочь в вашей деятельности и привлечь в библиотеку новых пользователей.

7. Изучайте основы HTML: даже если сообщения для блога форматируются у вас автоматически, осваивайте понемногу HTML, и, в конце концов, вы сможете экспериментировать с дизайном и подобными вещами.

8. Честно выражайте своё мнение. Никому не хочется читать в блогах неискренние высказывания, не нравится и отсутствие умной критики. Пишите честно.

9. Регулярно осуществляйте обновление. Обновляйте ваш блог, по крайней мере, несколько раз в неделю, своевременно отражайте в нём новости и интересующие вас социальные вопросы.

КРУГ ЧИТАТЕЛЕЙ И ПОСЕЩАЕМОСТЬ

10. Выстраивайте добрые отношения с читателями: чем лучше ваши отношения с ними, тем больше вероятность, что они станут верными читателями, которые обращаются к вашему блогу и обмениваются мнением о нём с друзьями.

11. Используйте RSS: побуждайте читателей подписываться на новости вашего блога через службу RSS, которая будет регулярно высылать их.

12. Анализируйте статистику: определите, какие темы в блоге наиболее популярны, и таким образом выясните, что вашим читателям нравится больше всего.

13. Не оставляйте без внимания комментарии: дайте читателям понять, что их мнение не останется незамеченным, не будет проигнорировано.

14. Сделайте ваш блог простым для навигации: “непоследовательный” блог запутывает читателей.

15. Используйте дружественные названия тем: названия не обязательно должны быть всегда очень красивыми – используйте сочетания слов, удобные для поисковых систем Google или Yahoo!

16. Узнайте, когда лучше заявлять новые темы: в одном из блогов рекомендуют это делать во вторник, четверг и субботу (В оригинале не объясняется почему. – Е.И.)

17. Представьте ваш блог в поисковых системах: блог можно будет найти, если он будет представлен в популярных “поисковиках”.

18. Поддерживайте соревнование: побуждайте читателей соревноваться.

19. Включите сведения о вашем блоге как контактном или справочном источнике в рекламные и справочные материалы библиотеки: разместите данные о блоге на справочных щитах в библиотеке, включайте эти сведения в новостные рассылки, предлагая пользователям посетить блог для получения большей информации о библиотеке и её работе.

20. Позвольте вашей личности через блог проявиться: пишите в дружественном, непосредственном, открытом стиле, который отражает вашу индивидуальность.

21. Сделайте блог доступным, открытым, а внесение комментариев  простым. Не заставляйте читателей многократно “кликать” мышью, листая страницы, чтобы внести свой комментарий. Сделайте этот процесс настолько простым и ясным, насколько это возможно.

СОДЕРЖАНИЕ

22. Действуйте “сосредоточенно”: не “набивайте” в одно сообщение очень много, сохраните идеи для других сообщений.

23. Учитесь использовать “привлекающие слова”, которые привлекают внимание читателей, например бесплатно, послушай.

24. Сохраняйте всё подходящее и легальное: если блог размещён непосредственно на сайте вашей библиотеки, посмотрите с администрацией, есть ли там слова или вопросы, которые вам не следовало бы упоминать.

25. Используйте категории: распределите сообщения по категориям, упростите для читателей поиск нужных сведений.

26. Делайте обновления, связанные с событиями в библиотеке. Пишите о выставках, об известных посетителях и т.д., чтобы блог становился известным как локальный информационный ресурс.

27. Сообщайте о новостях развития: рассказывайте о технологических нововведениях, законодательстве, обучении в области информационных технологий и др.

28. Приглашайте гостей-блоггеров: просите пользователей/друзей библиотеки написать об их опыте работы в библиотеке.

29. Планируйте и готовьтесь: всегда имейте несколько готовых комментариев на случай, если вас как блоггера придётся подменять другому человеку.

30. Посещайте соответствующие форумы и чаты: узнайте, о чём хочет говорить и что намерена обсуждать ваша целевая аудитория, и вы будете иметь “пищу” для будущих сообщений.

31. Систематизируйте сообщения: систематизируйте и группируйте связанные сообщения, создавайте архивы – это даёт возможность обращаться по ссылкам к более ранним сообщениям.

МАРКЕТИНГ, “БРЕНДИНГ”

32. Используйте новый адрес электронной почты, в котором отражено название вашего блога.

33. Оставляйте сообщения на других блогах. Оставляйте комментарии с указанием вашего имени на тематически связанных с вашей сферой деятельности блогах.

34. Пишите гостевые обращения на различных общественных блогах, узнавайте, какие блоги привлекают читателей на других сайтах.

35. Социальный маркетинг: найдите библиотечные сайты и форумы и свяжите их ссылками со своим блогом.

36. Показывайте себя: помещайте картинки, фото, новости, ссылки на ваши статьи – это полезный инструмент маркетинга для блоггеров.

37. Определите свою “торговую марку”. Что сделать, чтобы люди полюбили ваш блог? После того как у вас появится “торговая марка”, вы сможете добиваться популярности.

38. Ведите страницу блога. Рассказывайте на странице о своем опыте работы блоггером. Ведите повседневную дежурную работу блоггера, помогая читателям связываться друг с другом через блог.

39. Помещайте фотографии. Используйте не только фото из Сети. Добавляйте фотографии, посвящённые библиотечным событиям, – свои собственные, ваших наставников, гостей блога.

40. Ежедневно говорите о блоге: научитесь говорить о своём блоге так, чтобы это не надоедало.

41. Отмечайте годовщину: празднуйте годовщину вашего блога, организуйте это мероприятие как специальный приём в библиотеке.

42. Обратитесь в газету: попросите в редакции школьной или местной газеты взять у вас интервью или предложите там свою собственную статью про блоггинг.

43. Научитесь анализировать статистические данные: проанализировав данные о посещаемости блога, можно наметить направления развития.

44. Предлагайте другим библиотекарям поделиться своим опытом: это сделает блог полнее, позволит представить различные мнения.

CЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

… с другими блоггерами, библиотекарями, партнёрами – ради развития вашего блога.

45. Посещайте блоги ваших читателей: не только замечайте ссылки на их сайты, но и посещайте эти сайты, оставляйте там свои комментарии.

46. Создайте список библиотечных блогов для обмена ссылками.

47. Находите других блоггеров: спрашивайте, согласны ли они участвовать в совместных проектах или просто обмениваться ссылками.

48. Помогайте другим блоггерам: помогая другим, вы помогаете себе, устанавливаете долговременные связи.

49. Используйте сети для рассылки новостей и обновлений, касающихся вашего блога.

50. Создайте форум. Создайте в вашем блоге форум или страничку для общения, чтобы было проще связываться с читателями.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

51. Организовав дополнительные услуги, вы можете привлечь больше читателей. Создайте статические страницы, содержащие библиотечные поисковые подсказки или другие ресурсы или ссылки. Это поможет читателям быстрее получать именно ту информацию, которая им нужна, и даст вам дополнительные “очки” при оценке уровня предоставляемых услуг.

52. Создайте списки книг: создайте страницы с обновляемыми списками книг – для чтения летом, для чтения на каникулах и др.

53. Размещайте купоны: предоставляйте купоны для библиотечного кафе или покупки букинистических книг.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ   АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

54. Редактируйте: не бойтесь редактировать – исправляйте грамматические ошибки, улучшайте качество картинок, делайте исправления в архиве, особенно, если он активно посещается пользователями.

55. Планируйте: серьёзный бизнес-план поможет расширить круг читателей и, как говорится, выделиться из толпы.

56. Создайте окно поиска: упростите с его помощью поиск комментариев в архиве.

57. Используйте теги, чтобы комментарии в вашем блоге было легче найти.

58. Оцените важность страницы “О блоге”: это “напоминалка”, которая показывает, что именно необходимо туда поместить.

59. Покажите лучшее: создайте раздел популярных тем или страницу “Лучшее”.

60. Используйте редакторский календарь, который поможет успевать своевременно готовить выпуски новостей, придерживаться плана/расписания работы, сформировать портфель статей.

Фото с сайта http://img13.nnm.ru/imagez/gallery/

 

РАЗНЫЕ РАЗНОСТИ

61. Голосуйте: лучше узнавайте своих читателей, предлагая им участвовать в голосованиях у вас в блоге.

62. Сохраняйте позитивный тон в комментариях.

63. Соблюдайте правила этикета.

64. Спрашивайте совета у своих читателей.

65. Прислушивайтесь к просьбам читателей: если они, например, сообщают, что хотят, чтобы было больше подробных комментариев, удовлетворите их просьбу.

66. Сохраняйте чувство юмора.

67. Не бойтесь экспериментировать.

По материалам сайта: http://www.onlinecollege.org/2009/08/12/100-terrific-tips-tools-for-blogging-librarians/

Перевод Елены Ивановой