Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2010

Надежда Десятник

Новая система оплаты труда вызывает массу нареканий у наших читателей. Да, система несовершенна. Да, не всегда школьное начальство хорошо понимает, что библиотекарь тоже работает и работает много. И конечно, в каждом регионе свои порядки и свои установки. Но материал нашей коллеги из Белгородской области доказывает, что нет ничего невозможного, если захотеть. И умное руководство Великомихайловской школы сумело (возможно, не без участия библиотекаря) создать вполне понятные критерии оценки библиотечной работы. Предлагаем вам чёткое описание очень интересного опыта и выдержки из документов, которые, хоть и являются местными, белгородскими, но по сути мало чем отличаются от документов любого другого региона. На этом примере можно разобраться, наконец, что это за зверь – НСОТ.

 

 

Надежда Алексеевна
Десятник

зав. библиотекой
Великомихайловской СОШ,
с. Великомихайловка,
Новооскольский р-н,
Белгородская область

ОПЛАТА по-новому. Что это значит для нас, школьных библиотекарей?

В соответствии с новой системой оплаты труда учителя защищают свою стимулирующую часть оплаты труда – портфолио. Предчувствовала, что рано или поздно нас это тоже коснётся, поэтому с полной ответственностью отнеслась к данному участку работы.

С сентября текущего учебного года у нас, школьных библиотекарей, новая оплата труда. Ставка наша – 4236 рублей. Она была такой и раньше, но мы ещё получали доплату за учебники и 25% “сельских”, поскольку школа наша в сельской местности. Теперь осталась голая ставка и всё. Что делать?

Требовать, просить или как угодно это назовите, Критерии для расчёта выплат стимулирующей части фонда оплаты труда библиотекаря.

Можно обойти все инстанции, но этого документа так и не получить. Почему?

Критерии оценки работы – это документ местного значения. Критерии оценки результативности профессиональной деятельности работников и количество баллов по каждому критерию устанавливаются общеобразовательным учреждением самостоятельно, на основе Примерных критериев, и отражаются в положении “О распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы”.

Каждая школа, т.е. администрация, разрабатывает такие критерии сама. В этом документе указаны критерии, показатели, расчёт показателя, шкала, максимальное число баллов по критериям. Наша администрация, зная моё упорство и понимая, что я не отстану, пока не получу документ, сделала это. (По другим школам у нас в районе этого никто не сделал. Библиотекари свой стимул получили непонятно за что и очень маленький.) Кроме того, мне дали огромный общий документ по стимулирующей оплате. Практически всё в нём касается только учителя. Я выделила лишь два пункта, в которые мы можем вписаться. Пока мне удалось вписаться. Что дальше будет, не знаю. Если сравнивать с учителями, то моя зарплата равна зарплате учителя, который работает первый год в школе при 18 часах нагрузки.

Когда начала собирать информацию про зарплату, то оказалось, что нет ещё закона, который бы отменил 25% сельских, а также отдельную доплату за учебники.

Итак, у меня на руках “Критерии для расчёта выплат стимулирующей части фонда оплаты труда библиотекаря” (приложение 1), “Инструктивно-методические рекомендации по расчёту заработной платы работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений” (приложение 2), “Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ СОШ…” (приложение 3).

В нашу библиотеку часто приходят учителя-пенсионеры. И как-то одна учительница сказала:

– Какая хорошая у вас работа, и почему я не стала библиотекарем?

– А чем вам нравится моя работа? – спросила я.

– Общением, – был ответ.

Какой шкалой надо измерить этот вид деятельности? Ведь он так необходим нашим читателям в этот компьютерный век.

Конечно, не весь наш труд измеряется в “денежном эквиваленте”. Несведущие люди думают, что работа в библиотеке – “не бей лежачего”, а чтением занимаются от “ничегонеделания”. И всё же большую часть нашей работы можно некоторым образом оценить и измерить. Именно это я и стала делать.

Просто разложила по критериям свою деятельность и связала воедино все материалы. Приложением стали портфолио документов и портфолио работ.

Максимальное число баллов, которое мы можем набрать по всем критериям, – 100.

Например:

Критерий – освоение программы “МАРК–SQL”.

Показатель – создание базы данных школьной библиотеки.

Расчёт показателя – наличие базы.

Шкала – ведение работы по созданию базы: 3 балла, наличие актуальной базы: 20 баллов.

Максимальное число баллов по критерию – 20. (В этой же графе я ставлю и свою цифру, которую набираю по этому критерию.)

И так – по всем критериям, которые указаны в расчёте выплат стимулирующей части. Кажется, очень просто, но по каждому критерию я предоставляю материалы, подтверждающие мою цифру, т.е. я её защищаю. Получается портфолио. Временные рамки для оформления данного документа были очень жесткими, но, следуя советам и методическим рекомендациям газеты, я оформила эту папку в течение часа. Все материалы о моей работе, хотя бы “в идее” планов и отчётов, были в компьютере. Следовало только систематизировать по предлагаемому для критериев принципу. Стимулирующие выплаты устанавливаются два раза в год (в январе и июле) по результатам труда работников общеобразовательного учреждения в предыдущие шесть месяцев. Поэтому два раза в год придётся показывать своё профессиональное развитие. Для этого и пригодятся постоянное ведение портфолио, чёткое планирование и отчётность.

Хочу рассказать немного о тех материалах, которые помогли мне получить новую заработную плату.

1. Брошюра “Планирование и отчётность в работе школьной библиотеки”.

План/отчёт составляется ежегодно со всей ответственностью, с учётом прекрасных методических рекомендаций, данных в этой брошюре. Вот потому мне и было легко в течение часа разложить всю свою работу по критериям.

2. Методического материала для оформления портфолио было опубликовано в “БШ” более чем достаточно. Это: “Портфолио как он есть”, “Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей”, “Портфолио как форма оценивания деятельности школьного библиотекаря”, “Портфолио школьного библиотекаря”, “К встрече готов!”.

Стоило, конечно, начинать эту работу заранее, чтобы не жить по поговорке “Пока гром не грянет, мужик не перекрестится”.

3. Прекрасный материал “Черновики нашей жизни. Шпаргалки и обзор юбилейных дат в помощь планированию работы школьной библиотеки на следующий учебный год на примере плана одной школы”. В августе на секции школьных библиотекарей каждый получил такой экземпляр в виде методических рекомендаций по планированию. Какой удобный план! Расписал на год и выполняй.

4. Сейчас у меня в работе на первом месте такие брошюры: “Уроки информационной грамотности”, “Как работать со словарями”, “Дети и книга”.

Наша профессия ведёт борьбу за выживание. И только от нас самих зависит, какое место в школьном коллективе мы будем занимать.

Одному богу известно, каких трудов это стоит, но такова наша профессия: доказывать, что мы не последние люди в “государстве”, то есть, конечно же, в школе.

Набрала я все 100 баллов. Денежный вес одного балла составил в нашей школе около 100 рублей. Вот и представьте размер моей добавки к главной зарплате в 4236 руб. Может быть, и не принято обсуждать денежные дела, но итог всей работы мы получаем и в денежном выражении.

А теперь “стимулирующие” новости с переднего края.

Начисляют нам эти стимулы теперь каждую четверть. Ужесточили требования для всех. Дело в том, что денег стало меньше и всем приходится срезать баллы. И это выглядит не очень приятно для обеих сторон. В отношении меня практически ничего не поменялось, кроме одного. Ни в первой, ни во второй четверти я не приходила на эту процедуру “защищать стимулы”. Просто тактично донесла до ушей директора фразу: “Сколько считаете нужным, столько и поставьте баллов”. Что касаемо работы, то я иногда захожу в кабинет директора и показываю результаты своего труда. Чтобы директор была в курсе, чем я занимаюсь. А документы… она знает, что они у меня в порядке.

А вот и цифры мои на данный момент, чтобы не выглядеть голословной.

Оклад: 4102 р.

“Сельские” вернули: 25% – 1025 р.

Таким образом, основная зарплата: 5127 р.

Баллы: 60 на сумму 5742 р.

Всего: 10869 р.

Это достойно – по нашим меркам.

И 60 баллов – неплохо. Некоторые учителя не набрали и тридцати. С этой стороны я тоже выгляжу неплохо.

Кому-то приведённые цифры покажутся очень большими, кому-то – смехотворно маленькими. Но ведь главное – не в абсолютных цифрах, а в том, что если постараться, можно получить вторую зарплату.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Критерии для расчёта выплат стимулирующей части
фонда оплаты труда библиотекаря

Критерии Показатели Расчёт показателя Шкала Максимальное число баллов по критериям
1 Формирование библиотечного фонда Пополнение фонда библиотеки. Оформление подписки на периодические издания. Формирование общешкольного заказа на учебники Наличие/отсутствие   10
2 Справочно-библиографическая работа Оформление тематических и информационных справок, ознакомление членов педколлектива с новинками методической литературы Кол-во оформленных справок, стендов 1 справка – 2 балла1 стенд – 3 балла 5
3 Работа с читателями: индивидуальная и массовая Организация книжных выставок. Участие в городских конкурсах ЦДБ. Обзорные беседы по прочитанным книгам. Проведение массовых мероприятий по популяризации книг. Организация школьных конкурсов, акций, направленных на привитие любви к книге. Выработка у учащихся умения учиться, искать информацию Кол-во выставок, бесед и других массовых мероприятий 1 выставка – 5 баллов.1 мероприятие – 10 баллов.1 обзорная беседа – 5 баллов.Школьный конкурс – 5 баллов.Городской конкурс – 10 баллов 30
4 Освоение программы «MAPK–SQL» для школьных библиотек Создание базы данных школьной библиотеки Наличие базы Ведение работы по созданию базы – 3 балла.Наличие актуальной базы – 20 баллов 20
5 Работа по сохранению библиотечного фонда Рейды по проверке учебников   1 рейд – 1 балл 5
6 Выполнение разовых поручений Выполнение поручений по работе   1 поручение 10
7 Учебники Ведение номенклатуры дел по учебникам Наличие/отсутствие   20
8 ПрофессионализмП Подготовка публикаций для профессиональных изданий. (Методические журналы, газеты, сборники.) Выступление на методических мероприятиях в своей библиотеке, организации образования. Разработка методических материалов Кол-во публикаций, выступлений, разработок 1 публикация – 15 баллов.1 выступление – 10 баллов.1 разработка – 10 баллов 30

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инструктивно-методические рекомендации по расчёту заработной платы
работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений

Введение

Настоящие рекомендации подготовлены Департаментом образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области с целью оказания методической помощи государственным и муниципальным учреждениям образованиям при введении НСОТ.

Действующее законодательство в области НСОТ

1. ТК РФ

Статья 129. Стимулирующие и компенсационные выплаты включаются в понятие “заработная плата”, но не учитываются при определении тарифной ставки, должностного оклада, базового оклада.

Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в государственных учреждениях субъектов РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно. Таким образом, субъекты Федерации и муниципальные образования вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы системы оплаты труда.

Статья 333. Для педагогических работников устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Данная продолжительность представляет собой верхний предел количества часов, которые должен отработать работник в соответствии с условиями трудового коллективного договора, правил внутреннего распорядка.

2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников общеобразовательных учреждений”.

Согласно указанному документу в продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю) всех педагогических работников включается преподавательская (учебная) работа, воспитательная, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утверждёнными в установленном порядке.

3. Закон РФ “Об образовании”

Статья 32. К компетенции образовательного учреждения (работодателя) относится установление заработной платы работников, в том числе надбавок и доплат, порядка и размера премирования. Это фиксируется в трудовом договоре.

Статья 54. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачивается за выполнение функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).

4. Модельная методика, рекомендованная Минобрнауки Российской Федерации (письмо от 26 ноября 2007 г. № ИК-244/103).

5. Постановление правительства Белгородской области от 24 декабря 2007 г. № 291-пп “О внесении изменений в постановление правительства Белгородской области от 30 ноября 2006 г. № 236-пп”.

Стимулирование труда работников общеобразовательного учреждения

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в пределах средств стимулирующей части ФОТ.

Рекомендуется стимулирующие выплаты разделить на две группы:

1. Гарантированные стимулирующие доплаты за наличие государственных и отраслевых наград, учёной степени. Они устанавливаются в фиксированных денежных суммах:

– за звания “Заслуженный учитель” и “Народный учитель”, имеющим ордена и медали (медали К.Д. Ушинского, “За заслуги перед Землёй Белгородской” (I и II степени)) – до 3000 рублей в месяц;

– за отраслевые награды “Отличник народного просвещения” и “Почётный работник общего образования РФ” и т.д. – до 1000 рублей в месяц;

– за наличие Почётной грамоты МОиН РФ – до 500 рублей в месяц;

– за учёную степень (доктора наук, кандидата наук) – до 3000 рублей в месяц.

Гарантированные стимулирующие доплаты выплачиваются по основному месту работы. Размер гарантированных стимулирующих доплат в конкретном общеобразовательном учреждении не может превышать 50% от стимулирующей части ФОТ.

2. Стимулирующие выплаты по результатам труда

Критерии, на основании которых осуществляются стимулирующие выплаты, должны отражать результаты обучения и воспитания учащихся, выраженные в их образовательных достижениях и сформированных компетентностях. Условия осуществления стимулирующих выплат основываются на показателях качества, которые утверждаются на уровне общеобразовательного учреждения (локальный акт). При разработке соответствующего локального акта общеобразовательное учреждение учитывает перечень показателей, рекомендованных Департаментом образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области и муниципальным органом управления образования. Школа может дополнить набор критериев с учётом специфики своего учреждения. Соотношение показателей: 70% – региональный уровень, 30% – муниципальный и школьный уровни.

В локальном акте общеобразовательного учреждения необходимо отразить перечень критериев и показателей, в чём (проценты, количество и т.д.) и как они измеряются. При этом набор критериев и показателей определяется исходя из специфики должностных обязанностей педагогических работников (учитель начальных классов, физической культуры, логопед и т.д.), особенностей развития и функционирования образовательного учреждения. Такой подход позволит учесть тенденции развития образования в Белгородской области, специфику каждого муниципалитета и образовательного учреждения. В локальном акте конкретного образовательного учреждения критерии и показатели оцениваются в баллах.

Размер доплат определялся следующим образом:

1. Производился подсчёт баллов по максимально возможному количеству критериев для каждого работника.

2. Суммировались баллы, полученные всеми работниками (общая сумма баллов).

3. Среднемесячный размер стимулирующей части фонда каждого учреждения делится на общую сумму баллов. В результате получается денежный вес (в рублях) каждого балла.

4. Этот показатель (денежный вес) умножается на сумму баллов каждого работника. В результате получается размер стимулирующей выплаты каждому работнику. Эта сумма будет выплачиваться равными долями в течение полугодия.

Данный механизм формирования и распределения стимулирующей части фонда образовательных учреждений позволяет обеспечить объективность и прозрачность распределения, кроме того, весь запланированный стимулирующий фонд будет распределён между работниками в зависимости от результатов их работы.

Примерный перечень нормативно-правовых актов общеобразовательного учреждения, в которых регламентируются вопросы оплаты труда и занятости

1. Устав общеобразовательного учреждения.

2. Коллективный трудовой договор.

3. Трудовой договор (контракт).

4. Должностные инструкции.

5. Локальные акты:

– Правила внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательного учреждения.

– Положение о введении новой системы оплаты труда (Положение об оплате труда).

– Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

6. Приказы по школе:

– О распределении аудиторной и неаудиторной занятости, назначении классных руководителей.

– Об утверждении индивидуальных планов работы педагогов на учебный год.

– О создании комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда.

– Об установлении размеров стимулирующих выплат работникам общеобразовательного учреждения.

7. Тарификационный лист.

8. Индивидуальный план работы учителя на учебный год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Примерное положение о распределении
стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ СОШ
(название в соответствии с Уставом)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации “Об образовании”, постановлением правительства Белгородской области от 24.12.2007 г. № 291-пп “О внесении изменений в постановление правительства Белгородской области от 30 ноября 2006 г. №236-пп”, постановлением администрации ______ “О методике формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных общеобразовательных учреждений ________” в целях усиления материальной заинтересованности работников общеобразовательного учреждения в повышении качества образовательного процесса, развитии творческой активности и инициативы.

1.2. Настоящее положение устанавливает критерии, порядок распределения стимулирующей части заработной платы работников общеобразовательного учреждения.

1.3. Стимулирующие выплаты устанавливаются два раза в год (в январе и июле) по результатам труда работников общеобразовательного учреждения в предыдущие шесть месяцев.

1.4. Система стимулирующих выплат работникам общеобразовательного учреждения включает поощрительные выплаты по результатам труда всем категориям работников общеобразовательного учреждения (можно конкретно указать категории).

1.5. Стимулирующая часть фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения распределяется между педагогическими и непедагогическим работниками общеобразовательного учреждения пропорционально фондам оплаты труда данных категорий работников.

1.6. Стимулирующие выплаты работникам общеобразовательного учреждения распределяются Управляющим советом общеобразовательного учреждения по представлению руководителя общеобразовательного учреждения и согласовываются с первичной профсоюзной организацией.

1.7. Основанием для стимулирования работников общеобразовательного учреждения являются показатели качества и результативности их профессиональной деятельности, рассчитанные на основании критериев, утверждённых пунктом 4 настоящего положения. Критерии оцениваются в установленных баллах.

1.8. В начале расчётного периода (январь, июль) определяется денежный вес одного балла. Для этого размер стимулирующей части ФОТ общеобразовательного учреждения, запланированного на полгода, делится на общую сумму баллов.

1.9. В целях обеспечения государственно-общественного характера управления при Управляющем совете создаётся комиссия по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ (далее – Комиссия).

2. Организация деятельности Комиссии

2.1. Комиссия создается, реорганизуется и ликвидируется решением Управляющего совета, которое утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.

2.2. Состав комиссии в количестве __ человек (от 5 до 9) избирается на заседании Управляющего совета. В состав Комиссии могут входить члены администрации ОУ, руководители методических объединений, наиболее опытные и пользующиеся авторитетом педагоги, члены первичной профсоюзной организации, родители.

2.3. Работу Комиссии возглавляет председатель, который является членом Управляющего совета. Председатель организует и планирует работу Комиссии, ведёт заседания, контролирует выполнение принятых решений.

2.4. Секретарь Комиссии поддерживает связь и своевременно передаёт всю информацию членам Комиссии, ведёт протоколы заседаний, оформляет итоговый оценочный лист, выдаёт выписки из протоколов и (или) решений, ведёт иную документацию Комиссии.

2.5. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседание Комиссии может быть инициировано председателем Комиссии, председателем Управляющего совета, директором ОУ.

2.6. Заседание Комиссии является правомочным, если на нём присутствует не менее 2/3 её членов. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов от общего количества присутствующих на заседании. Каждый член Комиссии имеет один голос. В случае равенства голосов голос председателя является решающим.

2.7. Все решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарём.

2.8. Основная компетенция Комиссии – распределение стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с утверждёнными критериями.

3. Порядок распределения стимулирующих выплат педагогическим работникам общеобразовательных учреждений

3.1. Комиссия осуществляет анализ представленных работниками и администрацией результатов профессиональной деятельности по установленным критериям и составляет итоговый оценочный лист с указанием баллов по каждому работнику. В случае установления комиссией существенных нарушений (искажение или недостоверная информация) представленные результаты возвращаются работнику и (или) администрации ОУ для исправления и доработки в 5-дневный срок.

3.2. Комиссия обязана ознакомить, а работники, в свою очередь, ознакомиться с итоговым оценочным листом

3.3. В течение одного дня с момента знакомства работников с итоговым оценочным листом они вправе подать обоснованное письменное заявление о несогласии с оценкой результативности их профессиональной деятельности по установленным критериям директору общеобразовательного учреждения. Основанием для подачи такого заявления может быть только факт (факты) нарушения установленных настоящим Положением норм и технические ошибки, допущенные при работе со статистическими материалами.

3.4. Директор общеобразовательного учреждения инициирует заседание Комиссии. Комиссия обязана рассмотреть заявление работника и дать ему ответ по результатам проверки в течение 5 дней со дня принятия заявления. В случае установления в ходе проверки факта (фактов) нарушения норм настоящего положения или технической ошибки Комиссия обязана принять меры для их устранения, внести изменения в итоговый оценочный лист.

3.5. На основании произведённого Комиссией расчёта с обоснованием после знакомства работников с итоговым оценочным листом оформляется протокол, который передается в Управляющей совет. На основании протокола Управляющий совет на своём заседании принимает решение об установлении размера стимулирующих выплат работникам общеобразовательного учреждения.

3.6. Конкретный размер выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда каждому педагогическому работнику определяется путём умножения денежного выражения одного балла на сумму набранных баллов. Размер стимулирующих выплат оформляется приказом по общеобразовательному учреждению.

4. Критерии оценки результативности профессиональной деятельности

4.1. Критерии оценки результативности профессиональной деятельности работников и количество баллов по каждому критерию устанавливаются общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе примерных и отражаются в настоящем Положении. Перечень критериев может быть дополнен по предложению Управляющего совета, педагогического совета общеобразовательного учреждения, первичной профсоюзной организации не чаще одного раза в год. Соотношение показателей: 70% – региональный уровень, 30% – муниципальный и школьный уровни.

5. Порядок обжалования распределения стимулирующей части заработной платы

5.1. В случае несогласия с решением Управляющего совета о распределении стимулирующей части заработной платы работник вправе обратиться в Комиссию по трудовым спорам в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке.

Статья подготовлена при поддержке центра красоты «Verum». Если вы решили посетить профессионального стоматолога, то оптимальным решением станет обратиться в центр красоты «Verum». Перейдя по ссылке: «стоматология на Савеловской», вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться на прием к врачу. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.verumklinika.ru.