Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2010

Галина Лякина

Ещё раз о проектах в школе и в библиотеке

О ВОПРОСАХ К СЕБЕ

Галина Алексеевна
Лякина
заместитель директора
по безопасности и социальный педагог, лицей № 2,
г. Ступино, Московская обл.

Современные дети – это уже не “чистый лист”, на который “наносятся” знания. К ним отовсюду поступает так много информации! Книга уже не является для наших детей единственным источником нужных сведений, всезнающим оракулом. И это нельзя не учитывать, работая с детьми.

Однако обилие информации само по себе не делает знания системными: ребята зачастую не умеют превращать информацию в знания. Детям необходимо уметь осваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать её, выделять главное, находить связи и структурировать имеющиеся сведения. Надо научить и целенаправленному поиску информации.

В школе, а следовательно, и в школьной библиотеке, где я много лет проработала, возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идёт о формировании у наших читателей информационной компетентности, заложенной в образовательных стандартах второго поколения как обязательное требование к результатам обучения.

Чего наши дети ждут от школы? Знаний для жизни. Значит, необходимо так организовать обучение, чтобы выявить у ученика уже имеющиеся знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, помочь обобщить и структурировать полученные знания.

Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у нас возникает ряд вопросов:

• Как определить, какие умения необходимо выработать у учеников для формирования коммуникативной компетенции?

• Как научить ребёнка формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чём-либо предполагает не только наличие необходимых знаний, но и сформированное умение их использовать. Как часто возникает главная трудность при общении ученика и библиотекаря: ученик не может сформулировать проблему, с которой он пришёл в библиотеку.

Нельзя отрицать, что ученики сегодня другие и роль школьных библиотекарей как руководителей детского чтениятакже должна быть другой. В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель (и библиотекарь, порой тоже выступающий в такой роли) старается “напичкать” стандартным набором готовых знаний. Ученику скучно. А учитель сетует: “Даю важные вещи, а им неинтересно”.

Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его любознательность, мотивировать интерес к приобретению новых знаний? Каким методом?

Как изменить отношения между учеником и библиотекарем-педагогом, привести их в соответствие с требованиями времени и нашими целями? Какой метод позволяет это сделать?

Ведь мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. А для этого, по всей видимости, мы должны предлагать задания на практическое использование школьных знаний.

О МЕТОДАХ

Проблема выбора необходимого метода возникала всегда. Но в новых условиях необходимы новые методы (а может быть, и хорошо забытые старые), позволяющие по-новому организовать процесс взаимоотношений читателя и библиотекаря.

Обобщение проблем наших читателей приводит к пониманию того, что и в обучении нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и другие подобные методы.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века, его основоположником был философ-идеалист Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что даёт практический результат и направлено на благо всего общества.

Метод проектов в 20–30-е годы прошлого столетия привлёк внимание советских педагогов, считавших, что, критически переработанный, он сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося.

Современное переосмысление основных идей метода можно увидеть в деятельностно-личностном подходе к воспитанию, который предполагает:

• связь обучения с жизнью;

• развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

• развитие умения адаптироваться к действительности;

• умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Метод проектов – это метод решения проблем. Проблем таких, для решения которых необходимо приложить имеющиеся или приобрести новые знания; проблем, взятых из реальной жизни, значимых для ученика.

Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление чаще всего называют проектной деятельностью.

ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ?

Слово “проект” (в буквальном переводе с латинского – “брошенный вперёд”) толкуется в словарях как “план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание”. Это толкование получило своё дальнейшее развитие: “Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п.”, а проектирование превращается в “процесс создания проекта”.

Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, метод учебных проектов не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились все условия для востребованности этого метода.

Что такое учебный проект?

Учебный проект – это задание для учащихся, сформулированное (самими учащимися или с помощью учителя, воспитателя, классного руководителя) в виде проблемы, когда результат самостоятельной деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих участников проекта.

Разнообразие проектов велико: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов до проектов межпредметных. По составу участников проектная работа может быть: индивидуальной, групповой и разновозрастной, общешкольной и международной.

Первое, что бросается в глаза, когда видишь метод проектов в действии, – это значительная активность проектантов и относительная пассивность руководителей.

Самостоятельность – один из признаков проектной деятельности. Она обеспечивается, в частности, нежёсткостью формулировки задачи, которую для начала надо доформулировать. Таким образом, включается личностная мотивация, начинается процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы.

С точки зрения учащегося, проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести реальную пользу кому-то и показать результат.

Проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с руководителем и учащихся друг с другом, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

То есть проект – это:

метод обучения;

содержание обучения;

форма организации учебного процесса;

• особая философия образования, философия цели и деятельности, философия результатов и достижений, философия, далёкая от формирования сугубо теоретической образованности.

Проект, с точки зрения руководителя, – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации. Иными словами, это возможность учить:

• проблематизации;

• целеполаганию и планированию деятельности;

• поиску нужной информации;

• проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению);

• самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

• выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

• презентации (предъявлению) хода своей деятельности и результатов.

В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет деятельности.

Что возникает при решении поставленной в ходе проекта задачи?

• Мыслительная деятельность – каждый что-то обдумывает, предлагает.

• Коммуникативная деятельность – все делятся своими мыслями, идеями.

• Практическая работа – и её результат.

• Презентационная деятельность – демонстрация того, что и как сделано.

Групповая организация работы над проектом подразумевает распределение ролей, выполнение своей части работы каждым участником и объединение усилий каждого для получения единого результата.

МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ

Этапы работы над проектом

В самом общем виде при осуществлении проектов можно выделить следующие этапы:

1. Погружение в проект.

2. Организация деятельности.

3. Осуществление деятельности.

4. Презентация.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная.

На первом этапе роль руководителя, несомненно, велика. И от того, как он выполнит свою роль здесь, на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль руководителя тоже велика, поскольку ученикам часто не под силу сделать обобщение всего, что они узнали или исследовали, прийти к заключениям, может быть совсем неожиданным. Это и должен помочь сделать руководитель с опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

1-й этап – погружение в проект

Первый этап осуществления проекта – самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектных технологий. Здесь руководитель пробуждает интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта. Все вместе определяют цель и задачи проекта, то есть способрешения этой проблемы.

2-й этап – организация деятельности

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо объединить детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если необходимо, уточнить роль каждого члена группы. Объединение в группы можно предоставить самим ученикам (но если в классе есть “изгой”, то требуется аккуратное вмешательство руководителя, чтобы и такой ребёнок был включён в работу; кроме того, всегда найдётся ученик, который предпочёл бы индивидуальную деятельность). Руководитель, конечно, контролирует процесс, новсё-таки деление на группы – это самостоятельное дело детей.

На данном этапе происходит планирование работы по решению задачи проекта.

3-й этап – осуществление деятельности

После того как работа спланирована, пора действовать. Здесь руководитель вообще может “потеряться” или сделаться “наблюдателем”. Ребята сделают всё сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Дети делают работу настолько самостоятельно, насколько мы их этому научили.

4-й этап – презентация

Презентации – одна из целей проектной деятельности, и она бесспорно обязательна как с точки зрения ученика, так и в его интересах. Этот этап необходим для окончания работы, для демонстрации результатов, анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны.

Очень важно, чтобы каждое дело было завершённым, поскольку незавершённость работы отбивает охоту к последующей деятельности. Ощущение законченности появляется на презентации. Когда подходит время анализировать, подводить итоги, ученики относятся к этому как к плановому мероприятию. О том, что им предстоит такая деятельность, они знают уже в начале работы над проектом, учитывают при планировании.

Ребята потрудились, что-то сделали. На первый взгляд, можно сказать, что работа была ориентирована на выпуск какого-то продукта – макета, слайдов, альманаха. Но для нас главным результатом является прежде всего сам ход деятельности. Нас интересует, как работали дети, реализуя свои способности и возможности, как проявляли свою самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений. Для учеников момент презентации – демонстрация роста своей компетентности, повод для самоанализа.

Результатом работы над проектом является найденный способ решения проблемы проекта. Об этом и надо рассказать прежде всего. Но не просто рассказать, а доказательно: поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из неё цель и задачи проекта; следует кратко охарактеризовать возникшие и отвергнутые побочные способы решения проблемы и показать преимущества выбранного способа. Нелишне будет пояснить, а если возможно, то и показать, как следует реализоватьпредлагаемый способ решения.

Всё, что дети готовят к презентации, – это продукт проектной деятельности.

Для успешной работы на этом этапе нужно научить ребят сжато излагать свои мысли, связно и логично выстраивать сообщение, готовить наглядные материалы. Ученики должны выработать свою манеру излагать материал. Понадобятся приёмы самоанализа и рефлексии – без этого здесь не обойтись.

На этапе презентации роль руководителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, даёт оценку.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Необходимо обеспечить поле для самостоятельной деятельности учащихся, создать условие для их творчества в самом начале. Каким образом? До начала работы над проектом руководитель проводит большую подготовительную работу. Её можно считать этапом предварительной подготовки.

Что необходимо здесь предусмотреть?

Соответствие проблемы уровню учеников. Проект должен соответствовать возрасту и лежать в “зоне ближайшего развития” (определение Л.С.Выготского) учащихся. Ведь интерес к работе и посильный уровень заданий во многом определяют успех проекта.

Материально-техническое обеспечение – это не только компьютер и пр., но и архивные материалы, пособия и т.д., возможность при необходимости работать вне школы.

Информационное обеспечение – вот уж где поистине приоритет библиотек, даже если речь идёт не собственно о библиотечном проекте: ни один руководитель не сможет обойтись без совместной работы со школьной библиотекой. Почти все проекты предусматривают самостоятельную работу учащихся с информацией. Чтобы успешно трудиться над проектом, ребята должны иметь достаточный выбор источников информации, так как одной из образовательных целей является обучение работе с информацией: тематическому поиску её источников (печатных, электронных, аудио- и видеоисточников), выборке необходимых данных из них, выделению главного. Вот где полностью раскрывается необходимость для школьников библиотечно-библиографических знаний.

При информационном обеспечении проекта следует в первую очередь опираться на уже имеющиеся у учащихся знания, жизненный опыт. Но этого мало. Нужно использовать все возможные источники информации: библиотеку, Интернет и т.д. Нужно учить работе с каталогами, применению информационных технологий.

Организационное обеспечение – часто требуется тогда, когда над проектом трудятся ученики разных классов в урочное время. Возможно, понадобится сопоставить расписания работы кружков, библиотеки, музеев и пр., урегулировать время работы. К организационному обеспечению относится и предоставление интернет-ресурсов в удобное время. Необходимо также определить место, где могут собираться дети. В ряде школ это библиотека. Очень хорошо, если есть медиатека, а ещё лучше, если к услугам ребят предоставлен информационный центр (выполняющий все эти функции).

Учебно-методическое обеспечение – это учебники и учебные пособия, возможные руководства и методички, электронные пособия. Опять без библиотеки не обойтись.

Мотивация – необходимо обеспечить заинтересованность детей. Для этого они должны знать и понимать:

• что они будут делать;

• для чего это делать;

• кто что будет делать;

• как делать;

• как рассказать о том, что делали.

На каждом этапе работы необходима грамотная, объёмная, профессиональная помощь библиотекаря. Понадобится всё:

• фонд библиотеки (и художественный, и учебный, и методический, и архивный – газеты, журналы и пр.);

• новые технологии для работы;

• умение грамотно организовать поиск нужной информации;

• навык работы с источниками различных видов... и ещё много, много всего.

Причём помощь наша нужна и руководителям проектов, и участникам проекта. И неизвестно, кому в большей степени.

Роль библиотекаря-педагога в проектной деятельности:

• помогает ученикам в поиске источников,

• сам является источником информации,

• координирует весь процесс,

• поддерживает и поощряет учеников,

• поддерживает непрерывную связь с детьми,

• организует представление результатов работы в различных формах.

Проект – новая для многих из нас форма. Конечно, речь не идёт о том, что она заменит нам традиционные формы библиотечной работы, но принести огромную пользу в нашей деятельности, помочь подготовить человека, умеющего работать с информацией, а заодно содействовать повышению роли библиотек в работе общеобразовательных учреждений, – такая форма, бесспорно, может.

Примеры тем для проектных исследований в нашем лицее:

• Почему звучит скрипка?

• Атлантида: миф или реальность?

• Зачем нужны геометрические преобразования?

• В чём секрет бессмертия античного искусства и эпоса?

• Смертная казнь: за или против?

• Откуда пришли комнатные растения?

• Почему в литературе такое разнообразие жанров?

• Что делает произведение шедевром?

• “Цель поэзии – поэзия?” (А.С.Пушкин)

• От чего и как зависит тормозной путь автомобиля?

• “Как влияют науки и искусства на нравы людей?” (Ж.-Ж.Руссо)

• Красота в симметрии или в асимметрии?

• Безумству храбрых поём мы песню?