Подробности
Тяжела ты, шапка методиста
Почему она тяжела
Слово методист обозначает, по
С.И.Ожегову, специалист по методике. А методика,
в свою очередь, – это совокупность методов
обучения чему-нибудь, практического выполнения
чего-нибудь. Очевидно, что в самом понятии уже
заложена как бы приподнятость специальности
методиста над другими работниками отрасли,
поскольку он должен обучить или показать
практическое выполнение какого-либо процесса.
Специальность методиста подразумевает наличие
компетентности, широту кругозора, умение
общаться с людьми и т.п. Вот эта приподнятость над
специальностями, оторванность методической
работы от несущей конструкции (в библиотечном
деле это «фонд – читатель», а в педагогике
«учитель – ученик») является причиной
обособленности этой специальности, ее
изолированности.
Сейчас, по данным из территорий, в
системе Минобразования работает около 2500
методических учреждений и организаций различных
моделей и типов. Наибольшее распространение в
настоящее время получили районные и городские
методические кабинеты (75,8%) и
информационно-методические центры и кабинеты
(14,9%). В областных, краевых, республиканских
центрах и крупных городах получила
распространение модель научно-методических
центров (НМЦ), их в России насчитывается 49. В
некоторых случаях (5,5%) методические кабинеты
включены в состав районных (городских) органов
управления образованием или ликвидированы. В
десятках ИУУ, ИПК открыты кабинеты
организационно–методической работы, курирующие
муниципальные методические службы в регионе [4]. В
большинстве этих методических служб имеются
методисты, курирующие школьных библиотекарей.
Часть из них занимается только системой
повышения квалификации, другая часть –
комплектованием учебных фондов, третья – и тем и
другим одновременно. И все сверх перечисленного
выполняют еще множество других работ.
Традиционно методическая служба
библиотечной и педагогической практики
отягощается управленческими и инспекторскими
функциями. Руководители центральных библиотек
или методических служб нередко требуют от
методистов «составить справку о состоянии
работы», «провести анализ цифровых показателей»
и пр. А ведь такие документы не бывают безликими,
необходимо выявить передовиков и не совсем
передовиков. Да и специфические формы
методической работы: проверки работы на местах,
курирова-
ние (читай: инспектирование), мероприятия по
повышению квалификации, создание
инструктивно-нормативных материалов и т.д. – не
обеспечивают этой должности симпатий со стороны
библиотекарей и педагогов. После общения с
методистами библиотекари часто повторяют
крылатые слова Бернарда Шоу: «Кто может – делает,
кто не может – учит». Умные методисты не
обижаются, другие – меняют специальность.
«Не люблю я так называемые
методические рекомендации, – признавалась
известная директор централизованной
библиотечной системы, – кропают их методисты
долго, начинаешь читать – берет сомнение, то ли
составитель не понимает,
о чем пишет, то ли у меня что-то с головой
происходит. Там все не про жизнь. Читаешь, а оно
скользит мимо сознания».
«Настораживает неприятие, а может
быть, и непонимание природы и характера
научно-методической службы…» – отмечал в свое
время известный библиотековед Б.Н.Бачалдин.
Именно это непонимание специфики и обусловило
сворачивание в начале перестроечного периода
методических служб и в библиотечном, и в
педагогическом деле. Минимальное финансирование
и необходимость самостоятельного выживания
заставляли администрации библиотечных систем и
методических центров образования сокращать
количество работников, и жертвой сокращения
стали в первую очередь именно методисты. В
настоящее время и в библиотечном деле, и в
образовании методистов осталось ровно столько,
сколько системы могут себе позволить. Значит
ли это, что их столько, сколько нужно? Вопрос
нормирования методической работы актуален, как и
раньше.
В образовании развитие муниципальной
методической службы сдерживает ряд причин,
которые выявил Э.М.Никитин, ректор Академии
повышения квалификации и переподготовки
работников образования:
«– Отсутствует базовая
профессиональная подготовка кадров методистов в
вузах, в ИПК (ИУУ). В действующих государственных
образовательных стандартах высшего
профессионального образования не предусмотрена
подготовка учителя к методической работе. Нет
специальности “методист”, есть лишь должность с
таким названием;
– при отсутствии в настоящее время
государственной аттестационной службы, в т.ч. на
муниципальном уровне (закон РФ “Об
образовании”, ст. 38), методической службе на
местах вменяется в обязанность аттестация
образовательных учреждений, руководящих и
педагогических кадров. В этом случае происходит,
как говорится, “смешение жанров”. Аттестация и
аккредитация в большей степени подразумевают
административный контроль, в то время как
методическая работа – товарищескую
профессиональную помощь и поддержку;
– в ряде территорий
инспекторско-методические отделы в структуре
органов управления образованием созданы в
результате механического слияния штатов
инспекторов и методистов и, соответственно, их
функциональных обязанностей, что, к сожалению, не
всегда улучшает профессиональное самочувствие
учителя. Сокращение аппарата муниципальных
органов управления происходит нередко за счет
методических служб. В ряде районов на ставках
методистов РМК (ГМК) работают специалисты
органов управления образованием;
– зарплата методистов приравнена к
зарплате учителей (8–14-й разряды), что
значительно меньше заработка специалистов
муниципальных органов управления образованием.
Условия же труда методистов, зачастую связанные
с разъездами, особенно в сельской местности, в
лесных, горных районах, тундре (при отсутствии
транспорта в методических службах), отсутствие
льгот, которыми пользуются другие педагоги, в том
числе по коммунальным услугам в сельской
местности, приводят к большой текучести кадров,
частой смене руководителей РМК (ГМК),
возникновению трудностей в привлечении
высококвалифицированных специалистов, лучших
педагогов-практиков, ученых;
– материальная база в ряде случаев
очень слабая. Большинство методических
кабинетов из-за трудностей финансирования не
имеют средств на информационную деятельность: на
ведомственную подписку, приобретение
необходимой для работы литературы, современной
аппаратуры, видеотехники, компьютеров,
множительной техники и даже элементарных
канцтоваров;
– задержки заработной платы,
отсутствие денег на командировки, связанные с
повышением квалификации учителей, приводят к
частым срывам курсовой подготовки, районных,
окружных семинаров, конференций, расторжению
договоров с научными руководителями
экспериментальной работы» [4, с. 6–7].
Новая манера работать
Вопрос номер один: какой должна быть
методическая работа в новых условиях?
Рекомендации научных сотрудников и ведущих
методических центров немногочисленны, но весомы:
от управленческого, менторско-инспекторского
стиля к рекомендательному сотрудничеству, или
«переход с вертикальной на горизонтальную
структуру взаимодействия...» [6, с. 38].
Интересно, что социологический опрос,
проведенный среди педагогов и управленцев в 1997
году Новгородским региональным Центром развития
образования, подтвердил эти рекомендации,
поскольку выявил целый блок мнений, касающихся
изменений методической службы органа управления
образованием. 91% анкетируемых высказались за
отмену методической службы в той форме, в которой
она существовала в то время. Предлагалось больше
помогать педагогам, меньше их контролировать и
проверять, уделять внимание индивидуальной
работе на основе потребностей учителей и т.д. [5].
В работе методистов и специалистов,
курирующих школьных библиотекарей, следует
особо отметить понятие «сотрудничество». Именно
сотрудничество в деле обеспечения учебниками
учащихся, радение о социальном престиже
работников библиотек, содействие
совершенствованию работы школьных библиотек
через организацию содержательной, насыщенной
системы повышения квалификации,
последовательное доброжелательное курирование
слабых работников, поиски нового, прогрессивного
в практике библиотекарей и многое другое
отличает современную работу методистов. Отчасти
сейчас такой подход все шире реализуется на
практике, но стереотипы ломать нелегко.
На обочине
В библиотечном деле «методисты – это
своеобразные “визитные карточки” методических
центров любого уровня» [1, с. 32]. В педагогике
методические службы все же воспринимаются, как и
прежде, управленческой категорией работников. Но
специализация методи-ста, курирующего школьных
библиотекарей, в методических центрах
образования стоит особняком.
Методиста-куратора и школьного
библиотекаря роднит и объединяет периферийность
их положения в учреждениях образования (в
методическом центре и в школе). И тот и другой
варятся в своем котле без видимой помощи от
родных педагогических коллективов – сильна
специфика производства. Библиотечное дело, по
сложившимся социальным стереотипам, не кажется
сложным и тяжелым.
Объединяет эти специальности и
высокая степень самостоятельности в действиях.
Из-за специфики работы ими сложно руководить, а
контролировать их деятельность незнающему
человеку практически невозможно. От методистов
по библиотечным фондам и школьных библиотекарей
в конечном счете – в упрощенном варианте –
требуется своевременное обеспечение учащихся
учебниками. Но учебники стоят денег, а денег
всегда или нет, или они есть, но на все не хватает,
соответственно и эффективность работы методиста
и школьного библиотекаря в этом направлении
измерима только при наличии учебников сверх всех
нормативов.
Именно поэтому у администраторов
разного уровня постоянно существует желание
задействовать их на других, более необходимых, на
их взгляд, работах. Многие методисты по учебным
фондам, под стать школьным библиотекарям,
ежегодно выполняют непрописанные ни в каких
должностных инструкциях виды работ: от погрузки
и разгрузки собственными физическими силами
всевозможных журналов и бланков для ведения
делопроизводства в школах, распространения
книжных даров от различных организаций (зачастую
совершенно ненужных школьным библиотекам) и до
контроля за питанием и медицинским
обслуживанием учащихся района, города, области.
И методисты, и школьные библиотекари
одинаково недооценены на своем трудовом поприще,
редко бывают особо отмечены или награждены. И в
той,
и в другой специальности есть и свои радости, и
«невидимые миру слезы».
Положение усугубляется тем, что
ведение профессиональной документации и
методисты, и школьные библиотекари должны
встраивать в схемы, принятые в педагогике,
оперировать чаще педагогической, чем
библиотечной терминологией, проводить
мероприятия, более свойственные педагогике. И
все равно из-за библиотечной специфики они
«чужие среди своих».
Одинаково плохо поставлено дело
профессионального обучения и тех и других. За
школьных библиотекарей кое-где берутся детские
библиотеки, сами методисты изыскивают
возможности для семинарских и лекционных
занятий и консультирования. Централизованное
планомерное повышение квалификации школьных
библиотекарей осуществляется в отдельных,
немногочисленных регионах.
Методистов по учебным фондам не
обучает никто и нигде. Разве что специалистов
крупных регионов один раз в год в маркетинговых
целях приглашают издательства «Просвещение» и
«Дрофа» и ориентируют в перечне новых учебников,
утвержденных Минобразования. Информационный
вакуум методистов, кураторов школьных
библиотекарей носит закоренелый характер. Масса
усилий тратится на самостоятельную добычу
профессиональной информации.
И все же трудно переоценить роль
методиста для школьных библиотекарей. Можно
сказать: повезло с методистом – школьные
библиотекари как у Христа за пазухой, даже если и
не все так ладно с учебниками, как хотелось бы; не
повезло с методистом – производственный процесс
не только не обеспечен в достаточной мере
учебниками, толковыми консультациями и
человеческим сочувствием, но и сопряжен с
психологически осложнениями.
Методист и школьный библиотекарь
составляют одну библиотечную ветвь на
педагогическом древе. Они нужны друг другу.
Идеальный методист
Какой же он, идеальный методист, в
плане профессиональной пригодности?
Библиотековеды видят его таким:
• Методисту необходимо иметь
фундаментальные профессиональные знания,
компетентность, широкий кругозор и
общекультурную эрудицию.
• Методист одновременно и генератор
идей, непосредственный участник, теоретик,
способный анализировать библиотечные и
педагогические процессы, явления и делать
выводы, существенные для повышения качества
работы библиотек.
• Методист должен иметь в
обязательном порядке соответствующие
психофизические качества личности: хорошие
организаторские навыки, способность быть
лидером, умение заинтересовать и сплотить
практиков, публично выступать, отчетливо и
доступно донести наработанное, рекомендуемое.
«...Профессионализм методистов ...не в сохранении
образа “все знающего, все умеющего” дилетанта, а
в умении оказать эффективную помощь» [6, с. 38].
• Главное в труде методиста, его
взаимоотношениях с практиками – не только
умение донести до библиотекарей
профессиональные знания, но и желание постоянно
заниматься самообразованием, с тем чтобы быть
информированным и определять тенденции развития
и потребности практики [3].
• Спецификой труда методиста по
библиотечному фонду и школьного библиотекаря
является необходимость знания не только основ
библиотечного дела, но и всего многообразия
учебно-методических комплектов для основного и
вариативного обучения с учетом ориентации
каждого издания на определенные педагогические
технологии, необходимость освоения и внедрения
прогрессивных методов работы (например, аренды
учебников).
• В наше время методист должен владеть
новыми информационными технологиями, осваивать
автоматизированное ведение части методической
документации, внедрять распределение учебников
по школам с помощью соответствующих
компьютерных программ, отыскивать информацию в
Интернете по интересующему его вопросу.
Тяжела шапка методиста. Но идеальный
образ не так уж недостижим.
Для методистов, несущих свои «шапки» с
удовольствием, с «очарованными лицами», и
предполагает вкладка «Методический день»
печатать статьи, консультации, публиковать опыт
и разбираться с повседневными вопросами
трудовых буден.
Публикация статьи произведена при поддержке компании «МигКредит». Посетив официальный сайт кредитной организации «МигКредит», который располагается по адресу http://migcredit.ru/, Вы сможете отправить онлайн заявку на получение денежного займа, что позволит в самые быстрые сроки, без залога и поручителей, получить в долг требуемую сумму на неотложные дела, не дожидаясь зарплаты. Все что Вам потребуется для получения микрокредита - это только Ваш паспорт, а прозрачная система оплаты, отсутствие скрытых комиссий и платежей послужат надежной гарантией Вашей защиты от переплаты.
Литература:
1. Авраева Ю.Б.Сага о методистах, или
«О бедном методисте замолвите слово...» // Научные
и технические библиотеки – 2002. – № 5.– C. 32–35.
2. Бачалдин Б.Н. Научно-методические
службы: состояние и перспективы// Научные и
технические библиотеки. – 1994. – № 10 – С. 26.
3. Бачалдин Б.Н., Инькова Л.М.
Менеджмент в научно-методической работе. – М., 1993.
– С.29–30.
4. Никитин Э.М. Проблемы и перспективы
развития федеральной системы повышения
квалификации // Методист. – 2001. – № 1. – С. 3–10.
5. Организация методической службы в
современных условиях: этапы развития, проблемы,
опыт. – Великий Новгород, 1998. – С. 3.
6. Суслова И. Методическая работа в
поисках будущего // Библиотека. – 1998. – № 1. – С.
36–38.
Ольга КОЗЛОВА
|