Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2004


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет «Первое сентября»

Работа с читателями

Игорь Загашев

Новые педагогические технологии
в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма

Игорь Олегович Загашев
заместитель директора по научно-методической работе Санктпетербургского высшего педагогического училища (колледжа) им. Н.А.Некрасова, старший преподаватель факультета психологии Санктпетербургского государственного университета, международный тренер-сертификатор программы РКМЧП

Предлагаемый курс из восьми лекций «Образовательная технология “Развитие критического мышления средствами чтения и письма”» представляет собой систему стратегий, обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. Вначале меня и моих коллег из разных городов страны и стран ближнего и дальнего зарубежья подкупила простота некоторых приемов, внешняя схожесть с известными в нашей стране подходами. Теперь, будучи уже тренером-сертификатором программы развития критического мышления, я осознал эффективность данной программы для развития наших учащихся.
Надеюсь, что вы получите удовольствие от взаимодействия со своими учениками, используя в своей работе учебные стратегии программы «Развитие критического мышления средствами чтения и письма».

 

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками»

18

Лекция 2. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критического мышления. Техники вопросов. Учебная стратегия «Условные значки»

19

Лекция 3. Kак научиться вести диалог с текстом? Техники рефлексивного чтения. Учебная стратегия «Таблица-синтез». Стратегии оценки достижений учащихся. Портфолио. Kонтрольная работа 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

20

Лекция 4. Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, «Фишбон» и «Мозаика проблем»

21

Лекция 5. Ученик-исследователь. Учебная стратегия «Бортовой журнал». Учебная стратегия «Знаю – хочу узнать – узнал», «До и после». Использование графических и визуальных форм представления информации
Kонтрольная работа 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

22

Лекция 6. Групповые и парные формы работы. Стратегия «Зигзаг»

23

Лекция 7. Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы. Стратегия «Уголки»

24

Лекция 8. Учебные стратегии развития письменной речи.
Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2005 г.)

Лекция 1. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма

Стратегия «Чтение с остановками»

Чтение – это, прежде всего, диалог.

Диалог с самим собой

Учим детей мыслить критически!

В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика.

Критическое мышление и качество образования

О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше. Например, еще в начале двадцатого века князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…». Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология».

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, cпособен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования (это могут быть связи, дополнительное образование и т. д.). Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

Критическое мышление как образовательная технология

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.

Чем может помочь библиотекарю первое занятие?

Во-первых, Вы познакомитесь с основами образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (далее РКМЧП), о которой многие уже слышали, и которая, мы надеемся, Вам понравится.

Во-вторых, Вы сможете овладеть еще одним способом проведения библиотечных уроков, читательского семинара – для детей, посещающих группу ГПД и для членов литературных кружков.

В-третьих, Вы, уважаемый читатель, сможете, успешно провести любую «замену» для учащихся 1–6-го классов на уроке литературы при работе с сюжетными текстами: короткими рассказами, сказками и т.д. Речь идет именно о сюжетных текстах (так называемых narratives), поскольку описываемая ниже стратегия не подходит для текстов наподобие чеховского «Ваньки». Детям будет интересно – и польза будет большая.

И, в-последних, содержание этого занятия для некоторых учащихся может быть первым шагом для пробуждения интереса к чтению как к процессу.

И причем здесь критическое мышление?

Проведем небольшой ассоциативный эксперимент. Что уважаемый читатель представляет, когда слышит словосочетание «критическое мышление»? Обычно слушатели наших семинаров предлагают такие ответы, как «человек, который не принимает ничего на веру», «человек, который излишне сосредоточен на недостатках, на пробелах в информации», «человек, который умеет анализировать предлагаемые сведения, не удовлетворяется одним лишь источником информации».

Однажды я предложил одному учителю начальных классов провести занятие с использованием стратегии «Чтение с остановками» из технологии развития критического мышления для работы с текстом рассказа В.Осеевой «Синие листья».

У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

– Дай мне зеленый карандаш.

А Катя и говорит:

– Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

– Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

– Мама-то позволила, а брата я не спросила.

– Ну что ж, спроси еще у брата, – говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

– Я осторожненько, – говорит Лена.

– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.

– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

– Ну, что ж ты? Бери!

– Не надо, – отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

– Карандаша зеленого нет.

– А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

– Я ей давала, а она не берет.

Посмотрел учитель на обеих:

– Надо так давать, чтобы можно было взять.

Вот такой рассказ. Вроде бы все ясно – речь идет о жадности, о некотором роде вредности. Вместе с автором (и с героем рассказа – учителем) мы с чувством справедливости осуждаем поведение школьницы – владелицы карандаша. Нас к этому прямо подводит сюжет.

Если в классе и найдется ученик, который будет задавать критические вопросы: «А что – больше ни у кого не было зеленого карандаша?» или «А почему синие листья – это плохо?», то ему ответят что-то вроде: «Ну, ты разводишь демагогию!», «Ты слишком фиксируешься на деталях, а не видишь главного»…

Между тем, внимательный, критичный настрой при чтении текста позволяет выявить такие факты, которые не сразу видны.Девочка попросила карандаш в достаточно невежливой форме (без волшебного слова «пожалуйста»), поэтому ответ подруги мог быть вызван именно таким обращением. Ситуация, описанная в рассказе, действительно максимально упрощена до трех активных и одного пассивного персонажа (брата), что исключает возможность рассмотрения других вариантов решения проблемы (попросить у других и так далее). Критическое мышление помогает увидеть в тексте иные уровни, которые могут привести школьника к выводу о том, что этот рассказ не только о жадности, но и о неумении общаться, о том, что негативные цели, как бы праведно они не выглядели, не приводят к позитивному результату: учитель ведь тоже не решил проблему, хотя последнее слово и осталось за ним.

Как правило, педагог, работая с сюжетным текстом, больше сосредоточен на развитии у детей умения пересказать текст своими словами, выделить главную мысль (причем одну) и ответить на вопрос: «О чем собственно текст?».

Критическое осмысление текста подразумевает размышления над вопросами: «С помощью каких средств выражения автор вызвал у нас те или иные чувства?», «Почему проблема, поднятая в рассказе, касалась именно девочек, а не мальчиков или кого-то другого?», «Почему рассказ был построен именно таким образом?». Опыт использования технологии РКМЧП показывает, что при определенных условиях дети уже второго класса вполне могут проявлять критическое мышление.

Итак, критическое мышление содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности. Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Почему мы используем термин «стратегия»? Дело в том, что он наилучшим образом отражает методологию технологии РКМЧП, поскольку стратегия – это совокупность методов, выстроенных в определенной последовательности, и направленных на достижение определенных ориентиров. В разных условиях, в разных ситуациях актуализируются разные характеристики критического мышления: умение использовать различные техники решения проблемных ситуаций; умение анализировать информацию на разных уровнях; владение техниками формулировки вопросов и другое.

Чтение с остановками

Развитие критического мышления не может быть целью в точном понимании этого слова, но может быть ориентиром, на который направлены учебные стратегии. Итак, познакомимся подробнее с одной из них.

В специальной литературе можно встретить термин «медленное чтение», описание которого частично пересекается с описанием данной стратегии. Под «чтением с остановками» в данном случае понимается специально разработанная стратегия развития критического мышления. Данная стратегия используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу. В основе этой стратегии лежат наблюдения за процессом чтения людей, обладающих культурой чтения, навыками критического мышления. Они читают с перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме. Многие научились делать это стихийно, но все-таки не стоит на это полагаться.

Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом.

1. Расскажите учащимся о своем личном опыте знакомства с этой книгой (рассказом, сказкой, былиной и т.д.). Здесь необходимо быть максимально искренними. Если Вы не сразу пришли к принятию этого произведения, то так и надо сказать. Ваше вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут. Это должен быть именно сюжет, а не описание своих чувств, изобилующее прилагательными. Если вы не готовы к выражению своих чувств, то лучше ограничьтесь краткой информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь.

2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким названием? Кто-то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же автора, кто-то проведет аналогию с фольклорными текстами, а кто-то – с событиями своей жизни. Некоторые учителя просят детей письменно сформулировать свои догадки, но я бы не рекомендовал слишком затягивать вводную часть: можно «перегореть» и уйти в частности. Некоторые начинают обсуждать возможные сюжетные перипетии не сразу с названия, а после прочтения первых строк.

3. Теперь – самое интересное. Вы, как ведущий этого диалога с текстом, заранее выделяете в тексте две-три остановки – в зависимости от размера текста (напоминаем, что размер текста не должен превышать пяти-семи страниц). Во время этих остановок Вы задаете вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Ясно, что и учебные цели забывать не стоит: надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественного выражения, но, все же, в нашем случае давайте сделаем акцент на вопросах высокого уровня, наподобие: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний».

Рис. 1 «Дерево предсказаний»

На «стрелочках» – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

4. После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Например, для рассказа «Синие листья» учитель мог бы предложить такие варианты: «Каков вопрос – таков и ответ», «Друг познается в беде», «Упорство и труд все перетрут», «На обиженных воду носят». Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор. Это можно сделать как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Некоторые из эссе зачитываются перед классом. Все письменные работы, рисунки, накопленные в процессе работы над рассказом, дети могут собирать в портфолио – специальную папку, отражающую развитие учащегося в русле изучения того или иного учебного предмета.

Необходимый глоссарий

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.

Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия. Технология РКМЧП подразумевает аутентичную цели диагностику и следование определенным коммуникативным и поведенческим условиям: уважение к личности ребенка, принятие разных точек зрения, учет индивидуального стиля учебной деятельности, готовность идти на оправданный риск.

Читательский семинар – специально организованная форма работы с учащимися с целью обсуждения текстов посредством использования стратегий развития критического мышления.

Эссе (лат. «опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. Мини-эссе – соответственно, небольшое эссе на половину-полторы страницы, в котором учащийся выражает в свободной форме свои мысли по данной теме. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения.

Домашнее задание

1. Самостоятельно разберите нижеприведенный материал.

Вся образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма базируется на исследованиях когнитивных психологов, занимающихся изучением закономерностей и механизмов процессов познания, а также – последних достижений в области психологии эффективного обучения. Мы предлагаем познакомиться с тремя фазами (адаптация Н.М.Сандерса), на которых основывается данная образовательная технология, и предлагаем немного поработать с этим материалом.

Любая форма работы, любой метод, стратегия, используемые в образовательной технологии развития критического мышления основывается на следовании трем фазам. Термин «фаза» указывает на нечеткость границ окончания одного этапа познания (в отличие, например, от технологии программированного обучения).

Первая фаза – фаза Вызова

На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:

  • самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.

  • Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Иногда этого можно достичь путем вовлечение учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений; иногда – путем формулировки вопроса высокого уровня. Или – путем организации работы в учебных группах. Существует множество подходов к тому, чтобы пробудить интерес к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить.

  • Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. Опять же, самостоятельное определение учащимися тех аспектов темы, которые хотелось бы обсудить в настоящее время, является необходимой задачей на пути развития критического мышления. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий.

Вторая фаза – фаза реализации смысла
(или осмысления)

На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:

  • организация активной работы с информацией. Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели.

  • Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями. Уже давно в психологии обучения описана важность переживания эффекта приобретения. В познавательной сфере, особенно при работе с художественной литературой не всегда просто сформулировать, что именно я понял, что приобрел в процессе работы. Тем не менее, многие приемы предлагаемой технологии как раз нацелены на содействие в переживании указанного эффекта. Он является своеобразной поддержкой для развития мыслительных навыков.

Третья фаза – фаза рефлексии

Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо:

  • самостоятельно систематизировать новый материал.

  • определить направления для дальнейшего изучения темы. Здесь небольшая психологическая хитрость. Дело в том, что никто не хочет, чтобы новое знание было успешно «похоронено» среди других успешно освоенных знаний и умений. Для этого необходимо оставить простор для дальнейшего изучения темы. Есть такой термин «порочная завершенность», который подразумевает излишнее стремление все окончательно изучить, сдать и больше к этому не возвращаться. Для развития мышления подобная завершенность более чем пагубна (хотя для успеваемости, возможно, она и подходит).

2. Посмотрите, пожалуйста, на известную карикатуру датского художника Х.Бидструпа «Кубики». Где, как Вам кажется, были соблюдены фазы образовательной технологии развития критического мышления, а где – нарушены. Поочередно представьте, что учителем в данном случае является то взрослый, то ребенок.

3. Выберите сюжетный текст, напишите план занятия на основе стратегии «Чтение с остановками». Самостоятельно проведите занятие. Опишите его по следующему плану.

1. Тема занятия.

2. Класс, возраст.

3. Задачи занятия.

4. Необходимые материалы.

5. Описание хода занятия на основе стратегии «Чтение с остановками» с указанием планируемой реализации трех фаз технологии развития критического мышления.

6. Предположите возможный результат такого семинара.

Подробная разработка занятия по этой стратегии напечатана в этом номере газеты в рубрике «Я иду на урок». Вы можете провести урок по ней, а потом написать план своего занятия.

Рекомендуемая литература:

1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.

Данные книги можно заказать напрямую в издательстве «Альянс-Дельта» по телефону в Санкт-Петербурге (812) 110-61-34.

Х.Бидструп «Кубики»