Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2006


РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Голоса

Татьяна Рязанцева

Читая газету

Татьяна Владимировна Рязанцева,
зав. библиотекой гимназии № 11
г. Анжеро-Судженск
Кемеровской обл.

Вовремя ответить на вопросы вашей анкеты не удалось – бесконечная суета нашей работы не позволила. А некоторыми соображениями поделиться хочется. Но ведь лучше поздно, чем никогда, правда?

Итак, что же нравится в газете, на что в первую очередь обращаешь внимание, когда приносишь с почты свежий номер «БШ»?

Всегда интересны именно практические материалы: «маленькие советы», разработки выставок, сценариев, библиотечных уроков, рассказы о различных направлениях библиотечной работы. Чаще всего библиотекарь берет их лишь за основу, использует только идею, чтобы придумать что-то свое, подходящее специфике его библиотеки, отвечающее потребностям его читателей. Ведь часто, чтобы все завертелось, именно идеи и не хватает.

Небольшое отступление. Я всегда поражаюсь: где коллеги берут время на реализацию своих проектов? Читателей в нашей библиотеке около 800 человек. Два специалиста шесть дней в неделю работают с 8 утра до 17.30 вечера. Но времени катастрофически не хватает!!! С установкой в библиотеке компьютера и программы «MARK-SQL» (о чем мечтали много лет!) стало сложнее вот в каком отношении: если создавать электронный каталог, одновременно обслуживая читателей, то не успеваешь проводить массовую работу. Занимаешься массовой работой, проводишь библиотечные уроки, готовишь информационные обзоры для педагогов – нет времени на освоение новой программы. «Нос вытащишь – хвост увязнет. Хвост вытащишь – нос увязнет»! Иногда становится по-настоящему страшно, поскольку превращаешься в выдавальщика книг. Нет времени остановиться и поговорить со своим читателем, большим и маленьким. А ведь часто нам приходится быть внештатным психологом. В библиотеке ребенок не боится оценки, не оглядывается, становится самим собой. И взрослым, и детям бывает нужно с кем-нибудь поделиться своей радостью, а чаще болью. А ты вечно занят! Дилемма, которую решаешь каждый день, но правильного решения до сих пор так и не нашел.

Зарисовки с конференций и симпозиумов читаю с прохладцей. Если есть такая возможность, то с некоторыми докладами хотелось бы ознакомиться просто в тезисах. Так, например, однажды упоминался доклад об адаптации программы «Информационная культура» Н.И. Гендиной. Любопытно было бы ознакомиться. Собственно, книга «Основы информационной культуры» у нас в библиотеке есть, но часов на этот курс никто не дает. Может, именно этот доклад очень помог бы нам скорректировать работу по пропаганде таких нужных в сегодняшнем мире знаний.

С интересом читаются статьи о библиотечном деле за рубежом. Любопытно: «а как у них»? Другой менталитет, другая культура, другой взгляд на библиотечные проблемы, хотя проблемы часто такие же, как у нас. Иногда хватает одной подсказки, чтобы что-то применить на практике, попробовать сделать и у себя то же самое или нечто похожее.

Нужная рубрика «Загляните на сайт». Интернет в нашей школе то есть, то нет – все зависит от того, кто платит, нет ли помех, от доброй воли директора и ряда других причин. Но тогда, когда Сеть доступна, мы стараемся выжать оттуда все, что возможно. Запросы с каждым днем усложняются, а фонд все ветшает, да и комплектование у нас случайное, как и в большинстве школ, поэтому на многие вопросы приходится искать ответ во всемирной паутине.

Биогенная нефть, воздействие нефтяной промышленности на окружающую среду, закон «шагреневой кожи», синтетическая теория эволюции, теория речевой деятельности, «Черная стража» – это лишь малая часть из большого количества выполненных сложных справок. Ответы на эти запросы и подобные можем найти только с помощью Интернета. Поэтому нам так понравились статьи в этой рубрике – «Великая Отечественная война на страницах Интернета» и «Соционет – школе (обзор интернет-ресурсов по обществознанию)». А для повышения квалификации очень пригодилась статья «Библиотекарь.гu».

Очень понравились брошюры в серии «Библиотечка “Первого сентября”». Это удобно, когда все материалы, например по планированию, собраны в одном месте, – облегчает работу над планом и анализом. Особенно над последним, поскольку сейчас в анализе ценится наглядность и мониторинг, а толково анализировать свою работу нас никто не учил.

В свете работы с новыми информационными технологиями очень пригодится брошюра И.В.Дейнеко «Презентация работы библиотеки». Толково и поэтапно расписана методика разработки и создания презентации, стендового доклада. На областном конкурсе «Библиотекарь года» одно из обязательных условий – сопровождение конкурсной работы компьютерной презентацией. Так что эта брошюра скоро станет настольной книгой, как, например, это произошло с приложением «Библиографическое описание для каталогов и картотек». Отличное издание! Ведь что важно для библиотекаря, особенно при том, что в нашем городе многие школьные библиотекари не имеют специального образования, – описание в примерах! И хоть книг мы получаем крайне мало, но теперь все мы с компьютерами и осваиваем программу «MARK-SQL», создаем электронный каталог и постоянно ныряем в эту книжечку. Опубликуйте, пожалуйста, примеры на описание писем, приказов Министерства образования. Есть подозрение, что мы неправильно формулируем заголовок в этом описании.

Еще предложение. В электронном каталоге есть поле «Основная предметная рубрика» и «Основная подрубрика». Предметизацию учила давно (институт закончила 15 лет назад), а литературу по этому вопросу в нашем городе отыскать – большая проблема. Нельзя ли запланировать издание тематической брошюры по этому вопросу – очень полезная была бы книга.

Очень нужной считаю работу курсов повышения квалификации. Я сама получила свидетельство об окончании курса по теме «Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов». Но, к сожалению, надежды узнать что-то новое не оправдались.

Если честно, то, на мой взгляд, эти лекции построены не очень удачно. Специалисту с высшим специальным образованием они не дают почти ничего, если не считать некоторого упорядочения знаний да попытки почитать дополнительную литературу (что в нашем маленьком городе крайне сложно, так как методический отдел один, и тот в ЦБС, и там неохотно пошли навстречу, а купить литературу по специальности у нас практически невозможно). Второй же работник нашей библиотеки имеет высшее, но педагогическое образование и без консультаций профессионала в лекциях разобраться не может: теоретический материал, на мой взгляд, в лекциях был разработан без учета специфики «человека, пришедшего в библиотеку со стороны».

В этом году официально мы у вас не учились, но с особой тщательностью проработали все статьи курсов Славы Матлиной и Игоря Загашева. Нам очень нравится то, как подает материал Игорь Загашев. Очень жалею, что в свое время не выбрала его лекции по теме «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма». Четкость изложения, «разжевано» для начинающих и для уставших от привычных форм работы, интересные задания. При первой же возможности купила рекомендованную книгу Заир-Бека «Развитие критического мышления на уроке» и стараюсь изучить теорию самостоятельно.

Важной считаю публикацию Любови Плаховой «Итак, библиотека, картотека...» Эта глава из книги для директоров помогает нам систематизировать библиотечную документацию, а директору – разбираться в некоторых библиотечных вопросах. А самое главное – делает нас готовыми к проверкам, которые так любит администрация, но теперь мы хоть будем друг друга понимать, а то они пытаются научить нас делать то, в чем сами недостаточно компетентны.

Хороша рубрика «Семь странствий сезона». На периферии очень сложно следить за новинками литературы, а разбираться в сегодняшней литературе очень хочется. Иногда анонсированные вами книги находятся в книжном магазине, иной раз у учителя, а иногда и у детей. Глядишь, еще одним пробелом в культурном развитии меньше.

И еще о новых книгах. В своей статье «Страшная и ужасная» Ольга Мяэотс рассказала о книге про библиотеку и библиотекаря «Очень страшная миссис Мерфи» Иона Колфера. Эту книжку я случайно нашла в нашем книжном магазине прошлым летом. И она мне понравилась! Есть идея, к сожалению, пока не реализованная, поработать над этой книгой методом «чтения с остановками». Гимназия, в которой работаю, каждый год в пятый класс делает набор со всего города. И если мои пятиклассники (что учатся у нас с 1-го класса) с библиотекой уже на дружеской ноге, то вновь прибывшим детям вся школа, в том числе и библиотека, еще чужие. В книге восемь глав. Восемь поводов поговорить о том, что же такое библиотека, какие правила в ней надо соблюдать. И главное – узнать, каким хотят видеть дети библиотекаря (и особенно – каким видеть его не хотят!), чего ждут от общения с ним и библиотекой. А еще поделиться с ребятами своими ожиданиями, рассказать о том, какими хотела бы видеть библиотека своих читателей. Заодно наладить контакт со своими новыми читателями, научить их не бояться библиотеки, а может быть, даже полюбить ее и чтение.

Альбомы со стихами. Фото из архива автора

Всегда с нетерпением ждем обзор литературных и памятных дат к новому учебному году. Насколько это облегчает работу над планом! Сразу видно, на какие даты можно опереться, по каким спланировать Неделю детской книги, какие сделать выставки, о чем рассказать учителям. Мы в начале учебного года делаем Календарь знаменательных дат для учителей-предметников (индивидуально по каждому предмету), педагогов дополнительного образования, организаторов детского досуга. Все уже ждут этого нашего подарка, корректируют свои планы с нашими. Но без вашей помощи эту работу сделать было бы гораздо сложнее.

Хорош был тематический номер со сказками Натальи Абрамовой «Еще не все...» Медленное чтение для самого библиотекаря – повод поговорить о жизни с детьми, материал, который можно предложить для классных часов. А вот спецвыпуск «Автограф» породил некоторое недоумение. Зачем обычной библиотеке работа с автографами? Методика этой работы, ее практическое приложение неясны и даже неубедительны. Но это субъективное мнение. Допускаю, что кому-то этот материал очень пригодился.

Главный вопрос в педагогической науке сегодня – как сохранить здоровье детей в школе? Наша гимназия вошла в эксперимент по освоению здоровьесберегающих технологий. А как работать библиотеке по этому вопросу? Что должно быть основным в этом направлении? Пока в литературе ответ на этот вопрос мы не нашли. А сами, если честно, имеем обо всем этом смутное представление.

На текущий учебный год мы сформировали такой план (то, что смогли придумать):

1. Реклама газет «Здоровье детей» и «Школьный психолог» Издательского дома «Первое сентября» (для преподавателей).

2. Создание конволют по ОБЖ и «Здоровьесберегающий урок» (для преподавателей).

3. Книжная выставка «Мифы и правда о наркотиках» (для старшего возраста).

4. Книжная выставка «Дорога к доброму здоровью» (для среднего возраста).

5. Листок календаря «7 апреля – Всемирный день здоровья».

6. Книжная выставка «Откуда берутся грязнули» (для младшего возраста).

7. Создание подборки стихов о спорте и о здоровье.

8. Познавательная игра «В мире лекарственных растений» (для 6-х классов).

Нами уже созданы разделители в методической картотеке «Здоровьесберегающий урок» по каждому предмету, куда мы расписываем конкретные методические разработки здоровьесберегающих уроков и рекомендации по методике проведения уроков по предметам из педагогической литературы и периодики. Целенаправленно комплектуемся литературой по организации здоровьесберегающей школы.

Воспитание нравственной культуры – это часть духовного здоровья ребенка. Поэтому в этом году мы проводим уроки доброты во 2–4-х классах. Среди них занятия по темам: «Нам счастья не сулит обида чья-то», «Самолюб никому не люб», «Чего в других не любишь, того и сам не делай», «Подари другому радость», «Вглядись в себя, сравни с другими», «Добро творить – себя веселить». Несколько лет назад я вела факультатив по этической грамматике. За основу была взята программа, предложенная А.И.Шемшуриной. Что очень подкупало в ней – это то, что многие этические ситуации разбираются на литературных текстах. Это позволяет знакомить детей с хорошей детской литературой и много читать прямо на уроке. Теперь факультатив уже не ведется, но уроки можно проводить и как часть массовой работы по нравственному воспитанию. Разработку одного такого урока посылаю вам.

Мы столкнулись с удивительным явлением. Оказывается, в литературе почти нет стихов о здоровье и очень мало о спорте. Поэтому мы уже собрали все стихи, что были в нашей библиотеке, в тематические подборки. Маленький совет из нашей практики, наше «ноу-хау»: те стихи, что приходится активно использовать, например, стихи о школе, к 1 сентября, к Новому году, к 23 февраля, к 8 Марта и т.п., можно собрать в обычные маленькие фотоальбомы размером 10 на 15. Теперь они не потеряются и не порвутся. А главное, все это выглядит эстетично и даже можно поставить на выставку.

С газетой дружу с первого вкладыша в «Первом сентября». Каждый раз, получая новый номер, надеешься узнать что-то новое, интересное. Иногда разочарованно откладываешь номер – ничего сегодня не приглянулось. Но это сегодня, а завтра именно эта газета и окажется нужной и интересной. Некоторые статьи даю почитать учителям. Так, пригодились статьи для классных руководителей, теория о ролевых играх, рассказ о том, как написать экологические сказки и миниатюры. Никогда не сомневайтесь – вы делаете очень нужное дело! А не ошибается только тот, кто ничего не делает. Удачи вам во всем, здоровья и терпения!