Библиотечное дело
Ольга Громова
Развитие информационной грамотности
учащихся
в школьной и детской библиотеке
Ольга Константиновна ГРОМОВА – главный
редактор газеты «Библиотека в школе» с момента
ее основания.
О.К.Громова имеет высшее библиотечное
образование, а также 23 года стажа работы в
библиотечном деле. В послужном списке: работа
библиографом отдела обработки и каталогизации
крупной публичной библиотеки, заведование
научной библиотекой, 15 лет в школьных
библиотеках.
Одна из авторов концепции и
организатор очной Библиотечной школы «Первого
сентября», где, наряду с приглашенными
преподавателями, сама вела интерактивные
занятия по проблемам библиотечного дела.
Редактор и соавтор сборника «Семь шагов к новой
библиотеке». Эксперт по школьным библиотекам
Национального фонда подготовки кадров.
Концепция курса
Развитие информационной грамотности
(ИГ) у школьников – одна из самых актуальных
проблем сегодняшней школы и библиотечного дела
не только в России, но и в международном
сообществе. ИГ – это не только умение искать
информацию в библиотеке, но и в принципе одна из
важнейших составляющих умения учиться. ИГ
часто путают с компьютерной грамотностью или с
основами библиотечно-библиографических знаний
(ББЗ), что совсем не одно и то же. В предлагаемом
курсе будет идти речь о содержании и методах
обучения школьников ИГ, а не об обучении
библиотекарей компьютерной грамотности или
основам ББЗ. Соответственно, для освоения
данного курса библиотекарю не требуется
владение компьютером.
Курс имеет цели, которые можно с
некоторой долей условности разделить на содержательные
и методические.
Содержательные цели: развести
понятия и содержание обучения информационной
грамотности, ББЗ, компьютерной грамотности;
представить основы ББЗ как составную часть
современной информационной грамотности;
выстроить основу содержательной части курса ИГ
для школьников: уточнить основной понятийный ряд
и этапы работы с информацией.
Методические цели: выстроить
возможную последовательность курса обучения
школьников основам ИГ; предложить современные
подходы к подаче материала, принципы построения
заданий для школьников и соответствующие методы
их оценки.
Контрольные и итоговая работы будут
представлять собой практические задания.
Рефераты по лекциям или дополнительной
литературе в качестве контрольных зачтены не
будут.
План лекций по курсу
№ газеты |
Название лекции |
17 |
Лекция 1. Общие понятия и
содержание обучения информационной грамотности.
Обзор основных российских работ по теме и
заявленных в них подходов к развитию ИГ.
Различные подходы к содержанию обучения
(информационная культура, информационная
грамотность, культура чтения и их составляющие).
Терминология курса |
18 |
Лекция 2. Общая методика
группового и индивидуального обучения
применительно к данному направлению. Принципы
организации занятий при регулярном ведении
курса ИГ (элективный курс, факультатив). Принципы
работы с читателем при индивидуальных
консультациях, методика организации
индивидуальных консультаций |
19 |
Лекция 3. Основные этапы работы
с информацией. Общие подходы к поиску информации.
Основные этапы работы с информацией. Построение
курса развития ИГ для школьников.Kонтрольная
работа № 1 |
20 |
Лекция 4. Формулировка запроса,
поиск и локализация информации. Формулировка и
уточнение запроса как первый этап работы с
информацией. Выработка алгоритма поиска и его
корректировка. Принципы локализации информации.
Методика организации занятий и разработки
заданий по выработке алгоритма поиска и
локализации информации |
21 |
Лекция 5. Kачественная оценка
информации. Общие подходы к оценке качества
информации. Выработка частных критериев оценки и
отбора полученной информации в соответствии с
целями и задачами работы. Kонтрольная работа № 2 |
22 |
Лекция 6. Обработка и
интерпретация информации. Приемы и формы
свертывания и развертывания информации. Их выбор
в соответствии с целями и задачами работы.
Принципы построения заданий на свертывание и
развертывание информации |
23 |
Лекция 7. Работа с отобранной
информацией. Сортировка и компоновка материала.
Выбор формы презентации полученных результатов.
Общие правила презентации. |
24 |
Лекция 8. Возможные принципы
оценки навыков работы с информацией. Понятие
освоения учеником основ ИГ. Цели и принципы
оценки библиотекарем (учителем) работы читателя
(ученика) с информацией. Принципы и приемы
самооценки учащегося. Итоговая работа |
Лекция 1. Общие понятия и содержание
обучения информационной грамотности
Обзор основных российских работ по
теме и заявленных в них подходов к развитию ИГ.
Различные подходы к содержанию обучения
(информационная культура, информационная
грамотность, культура чтения и их составляющие).
Терминология курса
Введение
Основная цель предлагаемого вашему
вниманию курса – дать библиотекарю современные
представления о возможных подходах к обучению
детей работе с информацией и методах развития у
них навыков информационной грамотности (ИГ). При
этом автор никоим образом не имеет в виду
обучение навыкам работы с компьютером. Осваивать
ИГ можно и не имея в своем арсенале новых
технических средств. Наш курс не потребует от вас
обязательного владения компьютерными
технологиями.
Как построен курс? Поскольку лекции
рассчитаны на библиотекарей как школьных, так и
публичных библиотек, то в нем будут даны общие
для всех подходы, методики и отдельные приемы,
так или иначе помогающие обучать юных читателей
основам ИГ. Понятно, что цели и методы работы
школьных и детских библиотек могут быть
различны. И все же и те, и другие ведут
(систематически или в виде отдельных
консультаций) обучение как минимум основам
поиска и обработки информации. Мы постарались
построить курс так, чтобы по его окончании каждый
специалист смог выбрать те подходы, методы и типы
заданий, которые на его взгляд больше
соответствуют конкретным условиям. Условно
говоря, курс объединяет два главных вопроса: чему
учить и как это делать? Таким образом и
построены лекции: мы будем рассматривать каждый
шаг с двух позиций – содержание обучения и методика.
Прежде всего необходимо определить,
что же мы понимаем под современными подходами к
развитию ИГ, прояснить позиции, с которых написан
данный курс, развести некоторые понятия и
уточнить терминологию.
С этого и начнем.
Попутно мы рассмотрим некоторые
публикации, которые являются наиболее значимыми
и доступными большинству желающих их найти. При
этом не будут рассматриваться диссертационные
исследования, поскольку не все читатели могут
найти даже их авторефераты1.
__________________
1 Диссертаций на эту тему не так
много. Их список представлен, например, на сайте
КемГУКИ http://library.art.kemerovonet.ru/infculture.html.
Понятия и термины
Информационная грамотность или
информационная культура?
Почему в теме данного курса заявлено
развитие информационной грамотности, а не информационной
культуры?
Конечно, как грамотного человека еще
нельзя назвать культурным, так и между этими
двумя понятиями нельзя поставить знак равенства.
Тем не менее, мы сознательно сузили тему курса.
Причин несколько.
Во-первых, информационная грамотность
– это составная часть информационной культуры
личности (ИКЛ). Более того – основная
составляющая.
Во-вторых, на примере методик развития
ИГ легче говорить об общих подходах и методиках,
которые при желании могут быть перенесены на
более масштабный и глубокий курс развития ИКЛ.
В-третьих, цель этого курса – дать
библиотекарю общее понимание смысла и
современных подходов к вопросу, некое
направление движения и инструмент обучения
(методики и приемы). А уж каждый будет
распоряжаться ими по своему усмотрению.
Так что же такое информационная
культура личности и чем она отличается от
информационной грамотности?
Споры о терминологии по этому вопросу,
происходившие в профессиональной среде долгое
время, наконец, утихают, хотя точного и
однозначного понимания обоих понятий у многих
практикующих специалистов до сих пор нет. Однако
ИФЛА (IFLA – Международная федерация библиотечных
ассоциаций и институтов) признает, что принятое в
англоязычной среде и пришедшее к нам
словосочетание «информационная грамотность»
(information literacy) – более узкое понятие, чем
«информационная культура», которое отстаивают
наши ведущие специалисты. В этом признании
большая заслуга группы ученых Кемеровского
университета культуры и искусств во главе с
профессором Н.И.Гендиной, которые давно всерьез
занимаются проблемой формирования
информационной культуры личности и на работы
которых мы и будем в дальнейшем более всего
опираться.
В отечественной профессиональной
литературе термин «информационная культура»
впервые появился в 70-х годах ушедшего века
(К.М.Войханская, Б.А.Смирнова, Э.Л.Шапиро). Первыми
исследователями этого вопроса были
библиотековеды, книговеды, библиографоведы.
Постепенно с развитием информационных
технологий, распространением компьютеров и
введением курса информатики в школе толкование
этого понятия все более расширялось и…
запутывалось. Кто-то подразумевал под этим
компьютерную грамотность, кто-то – информатику в
том понимании, в котором она преподается в школе
и вузах, а кто-то сводил все к умению работать со
словарями, справочниками и каталогами, то есть к
библиотечно-библиографическим знаниям. В весьма
популярной в 80-е годы книге Г.Г.Воробьева2
под информационной культурой понималось умение
рационально и эффективно вести любую
интеллектуальную деятельность. А учебные
пособия Д.В.Зарецкого, Ю.А.Первина и
А.Г.Кушниренко, выпущенные под названием
«Информационная культура», на самом деле
являются курсом компьютерной грамотности, что
совсем не одно и то же.
___________________
2 Воробьев Г.Г. Твоя
информационная культура. М., 1988.
Наиболее точным, на наш взгляд,
определением информационной культуры личности,
отражающим современные потребности
информационного общества, является определение,
данное Н.И.Гендиной. От него мы и будем
отталкиваться.
Информационная культура личности
– одна из составляющих общей культуры человека:
совокупность информационного мировоззрения и
системы знаний и умений, обеспечивающих
целенаправленную самостоятельную деятельность
по оптимальному удовлетворению индивидуальных
информационных потребностей с использованием
как традиционных, так и новых информационных
технологий. Является важнейшим фактором
успешной профессиональной и непрофессиональной
деятельности, а также социальной защищенности
личности в информационном обществе [1, с. 29].
Обратим особое внимание на первую и
последнюю части данного определения. Информационное
мировоззрение –
это то, из чего, собственно, и складывается
информационное общество – cобственный взгляд на
мир, складывающийся у человека только при
возможности получать, оценивать и
интерпретировать разнообразную информацию, а не
усваивать установки и знания в готовом виде. Это
понимание того, что образование в современном
мире не может быть получено один раз и навсегда.
Необходимость образования в течение всей жизни
– условие успешного существования человека в
информационном обществе. Основными признаками
информационного общества являются: приоритет
информации (а не материального производства) как
важнейшего фактора развития общества и равные
права и возможности всех его членов на получение
и/или производство и распространение любой
интересующей его информации (естественно, в
рамках закона).
Чрезвычайно важно и то, что
информационная культура дает человеку не только
умение эффективно работать в информационном
обществе, но и социальную защищенность.
Именно поэтому многие методики, применяемые в
разных странах, даже направленные лишь на
развитие навыков работы с информацией,
обязательно включают не только
научный/исследовательский, но и «социальный»
поиск информации: по телефону, через опросы и т.д.
Об этих методиках мы еще поговорим подробнее в
следующих лекциях.
Понятие ИКЛ складывается из многих
составляющих, в числе которых и ИГ, и ББЗ, и умение
работать с текстами, и компьютерная грамотность,
без которой невозможно развитие ИКЛ в
современном мире.
Определений понятия информационная
грамотность тоже немало.
Наиболее точным и полным
представляется определение ИГ, выработанное
Международной ассоциацией школьных библиотек
(IASL). На таком понимании ИГ и построен настоящий
курс.
Информационная грамотность – это
умение формулировать информационную
потребность, запрашивать, искать, отбирать,
оценивать и интерпретировать информацию, в каком
бы виде она ни была представлена.
В этом определении есть два очень
важных момента, которые часто упускаются в
других определениях ИГ.
Первое. Умение формулировать
информационную потребность. На языке
современных педагогических методик, о которых мы
еще будем говорить, это называется определением
границы знания/незнания. Это еще не формулировка
запроса, а лишь понимание, что именно тут (в этом
вопросе, на этом этапе) тебе необходима новая
информация.
Второе. Умение интерпретировать
информацию. Не просто скомпилировать
(законспектировать, усвоить) материал, а сделать
из него свои выводы, внятно сформулировать
смысловые итоги поиска и представить их в виде
нового информационного продукта.
Сопутствующие понятия
Попробуем разобраться в других
терминах, сопутствующих или путающихся иногда в
сознании с ИКЛ и ИГ.
Библиотечно-библиографическая
грамотность (или основы ББЗ) – комплекс знаний,
умений и навыков читателя, обеспечивающих
эффективное использование
справочно-библиографического аппарата и фонда
библиотеки. Включает знания о структуре
библиотечного фонда, составе библиотечных
каталогов, картотек и библиографических пособий,
правилах пользования библиотеками, умения найти
в библиографических пособиях, каталогах и
картотеках необходимые источники информации и
оформить читательское требование на них.
(Н.И.Гендина). [1, c.16]
Это определение Н.И.Гендиной
представляется исчерпывающим. А довольно
распространенные споры о том, входит ли в курс
основ ББЗ для школьников умение создавать
вторичные документы и кто должен учить писать
рефераты – библиотекарь или учитель – оставим
за скобками. На то есть методики и для
использования в библиотеке, и для уроков, но они,
на наш взгляд, имеют отношение не к основам ББЗ, а
к более глубокому курсу обучения. И у нас, и за
рубежом иногда встречается понятие «обучение
умению учиться». Это совсем не то же, что ББЗ, но
всем упомянутым вопросам можно и нужно учить
именно ради этого – чтобы ученик мог в любых
обстоятельствах, а не только в школе, учиться
самостоятельно.
Компьютерная грамотность – это
знания, умения и навыки в области информатики,
необходимые каждому человеку для эффективного
использования в своей деятельности компьютерных
технологий. Важными компонентами КГ являются
знания о применении ЭВМ в различных сферах
производства, культуры, образования, а также о
тех изменениях в деятельности человека, которые
с ними связаны. (Н.И.Гендина) [1, с.16]
Культура чтения – составная часть
общей культуры личности, представляющая собой
комплекс навыков работы с книгой, включающий
осознанный выбор тематики, систематичность и
последовательность чтения, а также умение
находить нужную литературу с помощью
библиографических пособий, пользоваться
справочно-библиографическим аппаратом,
применять рациональные приемы (тезирование,
конспектирование, аннотирование, рецензирование
и т.д.), максимально усваивать и глубоко
воспринимать прочитанное, бережно относиться к
произведениям печати. (Н.И.Гендина) [1, с.16]
Многие специалисты рассматривают
культуру чтения как часть информационной
культуры (Н.Н.Сметанникова), хотя есть и мнение,
что эти понятия параллельны и не зависят одно от
другого. На наш взгляд, эти понятия очень тесно
связаны. Умение работать с информацией не может
быть без умения работать с текстом, с книгой.
Информационно грамотный человек лишь тот, кто
способен не только найти информацию, но и понять,
переработать ее и представить другим в виде
нового конечного продукта.
Однако умение работать с текстом само
по себе не всегда гарантия того, что человек
умеет хорошо запрашивать, искать и отбирать
информацию. Также как и компьютерная
грамотность, необходимая в современном мире, на
самом деле не является сама по себе признаком
информационно грамотного человека. Можно хорошо
уметь пользоваться компьютером и при этом не
уметь работать с информацией. И наоборот.
Однажды на занятии старшеклассники
упорно отстаивали мысль, что человека, не
умеющего работать на компьютере, нельзя считать
информационно грамотным. Тогда я задала вопрос: а
были ли информационно грамотные люди до
изобретения компьютеров? Аудитория удивленно
задумалась. После обсуждения вопроса о том, что,
собственно, понимается под ИГ, мы совместными
усилиями очень близко подошли к тому определению
информационной грамотности, которое дано выше
(IASL).
Обратите внимание: в определении,
выработанном IASL, нет ни слова про компьютеры.
Конечно, лучше уметь работать со всеми видами
носителей информации, чем только с некоторыми. Но
информационно грамотным человеком можно быть,
имея в своем распоряжении и одни лишь
традиционные источники информации. Другой
вопрос, что так называемое цифровое неравенство,
то есть неравномерное развитие средств доступа к
электронной информации и/или неумение ими
пользоваться, конечно, обедняет информационные
возможности человека. Иначе говоря, компьютерная
грамотность – весьма желательное и в
современном мире очень нужное, но не жестко
необходимое условие развития ИГ.
Таким образом, мы можем говорить о том,
что обучение информационной грамотности не
зависит от технической оснащенности библиотеки
или школы. Этот постулат лежит в основе
построения примеров и заданий для данного курса.
Чему учить в курсе развития ИГ?
Начнем с того, что теоретических
исследований, на которых можно было бы
основывать научную разработку программ развития
информационной культуры и/или информационной
грамотности, кроме разработок КемГУКИ [1],
практически нет.
Другие известные авторы –
Н.В.Збаровская [2], О.Н.Мяэотс [3] – идут в основном
по пути конкретных методических разработок в
помощь обучению детей.
Н.В.Збаровская разработала
электронное методико-практическое пособие для
библиотекарей по курсу «Информационная культура
личности», которое включает материалы к лекциям
по истории книги и истории библиотек, а также
материалы по проведению практикумов и
разработке совместных электронных проектов,
хрестоматию электронных материалов по проблемам
развития информационной культуры и материалы
для самостоятельной подготовки лекций.
Если вы твердо определите для себя,
чему вы будете учить детей, то многие работы
Н.В.Збаровской, казалось бы не направленные прямо
на эту проблематику, помогут в подготовке
занятий, поскольку в них рассматриваются
интерактивные нетрадиционные методики
организации работы в библиотеках.
О.Н.Мяэотс в своем пособии «Уроки
информационной грамотности в школе» [3] и других
публикациях по развитию ИГ тоже не предлагает
готовых программ и поурочного плана. Она дает
рекомендации по главным темам, предлагает
методы, приемы, возможные формы заданий,
помогающие превратить процесс обучения ИГ в
увлекательную исследовательскую работу.
Вопрос «чему учить?» в нашей
литературе пока практически не имеет четкого
ответа в виде научно обоснованных программ.
Большинство публикаций в профессиональной
прессе предлагают либо разработанные на местах
программы обучения, ориентированные только на
местные условия и возможности, либо примеры
уроков по определенным темам, из которых не виден
контекст курса. Библиотекари-практики и учителя,
разрабатывающие свои курсы развития
информационной культуры / грамотности на местах,
зачастую включают в курс то, чему могут научить,
не всегда задумываясь над тем, что же такое
информационная грамотность. Некоторые сводят ИГ
к набору навыков поиска информации. Иные путают
ИГ с умением работать на компьютере или ставят
знак равенства между ИГ и ББЗ. Некоторые
специалисты включают в ББЗ знания о первичных и
вторичных документах, умение создавать
вторичные документы, умение работать с текстами
и даже понятие о документальных потоках. Другие
спорят с этим, считая, что пользователю
библиотеки не обязательно знать, какие пути
проходят документальные потоки, как
составляется аннотация и что стоит в таблицах
ББК за шифром на книге – достаточно знать, что
это такое и зачем нужно. Обучение же умению
писать и оформлять рефераты, самостоятельно
работать с текстами часто считается
прерогативой преподавателей-предметников.
Обучение компьютерной грамотности
тоже, как правило, не должно входить в задачи
работников библиотек, ибо в системе как среднего,
так и высшего и последипломного образования есть
специалисты, которые этим занимаются. Поэтому
библиотекарю логично направлять свои усилия на
обучение работе собственно с информацией,
которое, как уже говорилось, не зависит от
компьютерной оснащенности библиотеки.
Порой в курс обучения ИГ вводят блоки,
имеющие весьма косвенное отношение к предмету:
историю библиотек и книгопечатания,
документоведение или технику «быстрого чтения».
Никто не говорит, что все
перечисленное выше – лишние и ненужные знания и
навыки. Просто при построении конкретного курса
нужно видеть его предмет, цели и задачи,
которые должны быть логичными, конкретными,
понятными, осуществимыми и измеримыми. То есть,
формулируя для себя цели курса, например, основ
ИГ, библиотекарь должен четко себе представлять
чему конкретно и зачем будут учиться его ученики,
что он хочет получить на выходе и как это
отследить. А если вы хотите рассказывать им
увлекательнейшую историю библиотек и
книгопечатания, то не называйте ее курсом
информационной грамотности. Это очень полезные и
нужные для развития общей культуры сведения, но
– другой предмет изучения.
Строго говоря, обучение ИГ должно
содержать прежде всего те компоненты, которые
входят в определение этого понятия. Иными
словами, в курс обучения ИГ не стоит вводить
обучение работе с компьютером, курс истории
книги и библиотек, техники быстрого,
акмеологического, медленного или какого угодно
другого чтения, ибо все это не входит в понятие
информационной грамотности. Попытка же объять
необъятное приведет к тому, что у детей останется
в голове набор обрывочных сведений и не сложится
то главное, ради чего их учат ИГ – алгоритм
работы с информацией.
Конечно, вариантов построения курсов
существует уже множество. Большинство из них
разработано эмпирическим путем, иногда – от
потребности, иногда – по возможности. Наполнение
курса во многом зависит от степени регулярности
занятий, количества времени и постоянности
группы учеников (последнее бывает актуально для
детских публичных библиотек).
Некоторые школы ввели у себя большой
серьезный курс основ информационной культуры (за
счет часов школьного или регионального
компонента). В него может входить не только
обучение собственно ИГ, но и обучение работе с
разными видами текстов (например, по методике
развития критического мышления средствами
чтения и письма), библиографической работе,
умению разбираться в библиотечных процессах, и
многому другому. Однако, методика построения
подобного объемного курса не является предметом
наших лекций. Подробным пособием по разработке
такой фундаментальной программы может служить
как раз книга Н.И.Гендиной [1].
Весьма четко и последовательно
прописана примерная программа развития ИГ в
«Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных
библиотек» [4, с.25–30]. В ней, кстати, очень ясно
прослеживается цель социализации детей в
процессе работы с информацией, о чем уже
говорилось в начале лекции.
Представитель Международной
ассоциации школьных библиотек (IASL), почетный
посланник IASL, опытнейший работник школьной
библиотеки в Канаде и преподаватель
Библиотечной школы Джеральд Браун в своем
докладе на конференции «Крым – 2005» так определил
основные составляющие информационной
грамотности.
«Информационная грамотность – это
“технология” учебы. Она складывается из умения
человека:
· осознать личную потребность в
информации для решения той или иной проблемы;
· выработать стратегию поиска, ставя
значимые вопросы;
· найти информацию, соответствующую
данной теме;
· оценить релевантность найденной
информации, отсортировать, организовать,
проанализировать ее;
· оценить качество информации,
точность, авторитетность и достоверность;
· сформировать собственное отношение
к этой информации (здесь и далее в цитате
выделено мною – О.Г.);
· представить аудитории или самому
себе свою точку зрения, новые знания и
понимание или решение проблемы;
· оценить эффективность проделанной
работы по следующим критериям: изученный
материал, приобретенные навыки и решение
поставленной задачи;
· доказать, что полученные знания
оказали влияние на его личные позиции и
поведение;
· осознать, что использование
навыков ИГ в процессе решения проблемы (или
учебной задачи) можно распространить на все
сферы жизни человека. Это инструмент для
превращения индивидов в активных членов
общества».3
_________________________
3 Gerald R. Brown. School Library & Information Services : Using
a Problem-Solving Model to Integrate Information Literacy and SLIS Programs. Полный
перевод доклада будет опубликован в одном из
ближайших номеров «БШ».
Как мы видим, важнейшими умениями,
которым необходимо учить ребят в процессе
развития информационной грамотности Браун
называет формирование собственного мнения,
самооценку и осознание того, что ИГ – это не
просто очередной урок в ряду других, а умение,
необходимое для жизни. Иными словами, развитие
ИГ должно быть прежде всего направлено на умение
обдумывать, интерпретировать и применять
информацию, а не просто на получение какого-то
набора сведений. Эти цели – вообще всякого
обучения – очень часто упускаются у нас, в
традиционной – трансляционной – системе
обучения. Именно поэтому грамотные педагоги и
библиотекари говорят о том, что развитие ИГ – это
развитие умения учиться.
О.Н.Мяэотс уточняет еще один очень
важный момент в решении вопроса «чему учить?»:
«Следует помнить, что в обучении школьников
основам информационного поиска главное – не
достижение конкретного правильного результата,
а собственно процесс – верное определение
стратегии поиска и правильное поступательное
движение к намеченной цели». [3, с.9]
Задания для самоконтроля
1. Постройте для себя план курса
развития информационной грамотности у детей
(хотя бы в самом общем виде), так, как он видится
вам, исходя из всего, сказанного выше.
Если вы уже имеете какой-то учебный
план, по которому работали, посмотрите на него
новыми глазами, исходя из позиций, рассмотренных
в лекции.
Этот план поможет вам при освоении
дальнейших лекций, потому что всегда легче
сравнивать полученные новые знания с тем, что вы
уже знаете, делали или пытались делать. Вы будете
сопоставлять свои первые представления об
обучении ИГ с тем, что будете читать дальше в
наших лекциях, корректировать их или, по крайней
мере, видеть, что вы идете верной дорогой, и наш
курс, может быть, только помогает вам увериться в
правильности своего понимания. В любом случае,
такой предварительный план – хорошая основа для
самоконтроля в прохождении курса. И не забывайте
заглядывать в него после каждой следующей
лекции.
2. Посмотрите предлагаемый список
литературы. Отметьте для себя, что вы уже читали
или просматривали, и что из неизвестного вы
можете найти в ваших условиях. Не пытайтесь
быстро прочитать все, но постарайтесь сразу
составить представление о каждой работе (лучше –
в виде самостоятельно написанных аннотаций):
вы сможете обращаться к ним по ходу изучения
курса и сравнивать подходы и методики, выбирая
наиболее подходящие для себя.
Библиография
1. Гендина Н.И. Формирование
информационной культуры личности в библиотеках
и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина, Н. И.
Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – М. :
Школьная библиотека, 2002. – 288 с. – (Прил. к журн.
«Школьная библиотека». Профессиональная
библиотечка школьного библиотекаря).
2. Збаровская Н.В. Обучающие игры в
библиотеке : технология игрового имитационного
моделирования / Н. В. Збаровская. – СПб. :
Профессия, 2001. – 91 [3] с. : ил. – (Библ. практикум).
3. Мяэотс О.Н. Уроки информационной
грамотности в школе : методические рекомендации /
О. Н. Мяэотс. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. –
(Библиотечка «Первого сентября», серия
«Библиотека в школе». Вып. 2).
4. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для
школьных библиотек : текст и рекомендации по
использованию / ИФЛА; пер. с англ. Э. Азгальдова;
вступит. статья О. Громовой. – М. : Чистые пруды, 2005
– 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия
«Библиотека в школе». Вып. 6). |