Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2008

Тамара Кардановская

Нам писали десять лет и, особенно, три последних месяца 2007 года

Спасибо. Получили.
С уважением, Тамара Кардановская,
ответственный секретарь «БШ».

Фраза сия знакома всем нашим корреспондентам, присылающим свои письма по электронной почте. Она означает, что письмо дошло до редакции и будет внимательно прочитано. Сегодня я адресую её всем, каким бы способом они ни присылали информацию.

Как быстро летит время. Недавно ехала в метро и случайно подслушала разговор.

– А ты помнишь, сколько стоил проезд в трамвае во времена застоя?

– А когда это было?

– Мама говорила, что где-то в восьмидесятые…

– Ну, я тогда ещё не родился… Я родился в 1991.

– И я тоже. Интересно, а как тогда всё было?

Они совсем-совсем не знают того времени. Нашего времени. А уже повзрослели… Мы-то это время хорошо помним. И то, что за ним последовало… Да, каждый выжил тогда по-своему (именно выжил!), но все очень сильно изменились. Однако базовые ценности где-то там, внутри, остались прежними. Это не хорошо и не плохо. Оно так есть. Примем как факт. А у новых людей (научно говоря, объектов наших педагогических воздействий) они, эти ценности, совсем другие. Не потому, что новое поколение хуже или лучше нас, а потому, что оно вступило или вступает в жизнь в совершенно иных условиях окружающей социальной среды. Так давайте почаще корректировать наши претензии к подрастающему поколению, опираясь на эту новую для нас, но единственно возможную для них точку отсчёта.

И характер редакционной почты тоже очень сильно изменился за прошедшие уже почти десять лет. В начале практически все письма приходили написанными от руки или напечатанными на пишущей машинке. Я помню большие споры в читательских аудиториях о том, что компьютеризация библиотек, особенно школьных, – это утопия. Не стоит даже мечтать, а уж тем более читать материалы о способах освоения этой экзотики или формах использования её в профессиональной деятельности. А теперь, даже если письмо пришло в обычном конверте, оно, как правило, написано с использованием компьютера, да ещё применены разнообразные шрифты и другие способы выделения, акцентирования текста. Значит, в данной школе или у данного библиотекаря просто пока ещё нет выхода в Интернет. Или не освоена технология его использования. Ничего, через годик, я думаю, вся почта станет электронной.

Рисунок

Десять лет… Сколько было споров о путях развития газеты за эти годы… Что нужно читателям, а что – нет? Какие материалы окажутся самыми востребованными? Одна из последних дискуссий: библиотеки – каждая на особинку или есть их типы? Горячие споры. Нужно ли и правомерно ли что-либо обобщать? Противники обобщений утверждают, что у каждой библиотеки своё лицо и в этом наша сила. Разве? Давайте вспомним философскую триаду «всеобщее–общее–особенное». В чём её преломление в сфере нашей профессии? Ну со всеобщим понятно: все мы родом из БИБЛИОТЕКИ. А дальше? Есть типовое «Положение о…» и «Положение об отдельно взятой…». Есть методика составления плана (читайте И.Дейнеко, Е.Баханскую, Т.Седых) и удивительные планы работы или проведения чего-либо самых разных авторов (а сколько их в письмах!). Что важнее? Чему отдать предпочтение при подготовке публикаций? Философия учит нас, что одинаково важно и то, и другое. С одной стороны, проанализировав большое количество отдельных фактов, мы можем составить представление о тенденциях развития процесса и прогнозировать его дальнейшее направление. С другой, – глубоко осмыслив обобщённую схему какого-либо явления, мы можем ярко и грамотно (!), без искажения желаемого смысла применить её у себя, часто даже в другой предметной области.

Как приятно читать в письмах, что материал, например, о методах работы по анализу источников информации, подсказал идею литературного салона. Но вот что я заметила: приходит достаточно много сценариев тех или иных праздников, мероприятий, но так и не встретился пока текст под условным названием «Технология составления сценария». А может быть, я его пропустила и где-то он есть? Подскажите тогда. Давайте чаще подниматься до обобщения своего опыта. И конечно же, присылайте нам больше «маленьких жемчужин» – особенностей именно вашей практики работы. Позволим себе почаще быть маленькими ангелочками из спектакля театра Образцова «Божественная комедия» (помните, он скакал по авансцене и кричал: «А я придумал бензольное колечко! А я придумал бензольное колечко!..»). Делитесь с нами своими бензольными колечками! А мы постараемся выделять побольше места для рубрики «Маленький совет».

Посмотрите, как часто вы читаете информацию от Эльмира Нурмагомедовича Якубова! Не думаю, что у него больше свободного времени, чем у других читателей. Просто он взял себе за правило информировать общественность, в том числе и газету, обо всех значимых событиях, происходящих в библиотеке или с её участием (перечитайте лекции А.Лисицкого!). И ведь события интересные. Между прочим, в «при­фронтовом» городе. Как говорит Эльмир, именно сотрудничество с газетой во многом повлияло на создание пресс-центра в ЦБС. Пишите нам о том, что у вас происходит, какие состоялись конференции, профессиональные встречи, праздники и, главное, какие ожидаются. Вдруг к вам смогут приехать соседи из другой области? Была бы информация, а потребитель всегда найдётся.

Частой темой в письмах стали рассказы об участии в конкурсах того или иного рода. Просьбы к нам больше их проводить самим и «подвигать» на это другие организации. Но вот здесь позвольте уж с вами не согласиться. Что такое конкурс? Это соревнование, как правило отрепетированное (такова уж наша действительность), отдельных учеников или библиотекарей. Можно ли в таком соревновании увидеть все тонкости и нюансы кропотливой библиотечной работы? И не отвлекают ли они от неё слишком много сил и времени? По-моему, всё должно быть в меру. Хотите устроить профессиональный праздник – организуйте конкурс специалистов района, города, области, для которого не нужны отчеты, презентации, альбомы и пр. Например, соревнование по классификации или описанию! Постарайтесь привлечь к нему максимальное число участников. И отметить постарайтесь всех. Всегда можно найти за что поощрить каждого.

Вообще, это весьма тонкая сфера – соотношение индивидуальной и массовой работы в библиотеке. Безусловно только одно. Нужны обе стороны процесса. А вот что будет превалировать – это, на мой взгляд, зависит от типа личности библиотекаря. У одного всё кипит, его усилиями (в том числе и победами во всероссийских конкурсах) разительно меняется облик библиотеки, появляется новое оборудование, пополняются фонды, проводятся многочисленные мероприятия разного уровня (Е.Коптяева, И.Коткина и многие другие). У другого в старом, плохо обставленном (руководство школы или района не считает нужным тратить на это средства) помещении идёт тихая, внешне незаметная, но очень глубокая и деликатная работа с каждым ребёнком, хоть однажды проявившим интерес к книге. Причём не важно, какого рода этот интерес. Если он есть, то его можно повернуть в нужное для развития подра­стающей личности русло (Л.Воронова, В.Гусева).

Можно ли сравнить работу этих людей? Кто из них более прав в своей профессиональной деятельности? Я для себя так и не решила этот вопрос. И никакие громкие победы и достижения первых, большой охват привлечённых ими детей не заменят мне одного талантливого молодого детского писателя Алексея Олейникова, выросшего в тишине и внешней непривлекательности библиотеки Людмилы Евгеньевны. Вы скажете, что это случайность. Нет. Когда подающий надежды и твёрдо стоящий на ногах (в материальном и профессиональном плане) «технарь» круто меняет свою жизнь и уходит в эфемерный с материальной точки зрения мир литературного творчества – это уже не случайность. Это закономерно. Да и сам Алексей написал, что вырос и сложился как писатель в школьной библиотеке, у своего любимого наставника: Один из самых замечательных людей в моей жизни – это библиотекарь школы № 704 Людмила Евгеньевна Воронова. Именно она заронила во мне любовь к чтению и к слову. Редко я потом встречал таких внимательных и деликатных читателей. Возможно, если бы не она и её книги, с которыми она общалась как с живыми – обращаясь к ним по имени писателей, если бы не её помощь и поддержка, я бы не начал писать.

А вот совсем иной поворот. Поздравления с многочисленными празниками и юбилеями. Это всегда приятно. Но приятнее всего (не обижайтесь, пожалуйста, те, кто иначе выражает свои эмоции) читать письма, подобные такому.

Дорогая редакция!
В последние недели, дни уходящего года, вспоминая приятные минуты, которые происходили со мной, я не могла не отметить, что 2 раза в месяц у меня происходили приятные встречи с газетой «Библиотека в школе». Я никогда не читаю её в школе. Я приношу её домой как самый драгоценный груз. Вечер. Я одна. Нет, я не одна. Я наедине с тобой, газета «БШ». И снова нет. Я разговариваю мысленно, обсуждаю, спорю (выделено мной. – Т.К.), принимаю интересные идеи с вами, неугомонные коллеги! Я в кругу друзей, единомышленников. И всё это благодаря тебе, газета «БШ».
Спасибо вам за 24 счастливых вечера в году.
Ваша постоянная читательница и поклонница Татьяна Михалевич, г. Заводоуковск, Тюменской области, 18.12.2007.

Я не считаю нескромным привести это письмо практически целиком, так как оно адресовано всем вам, наши читатели и авторы. Вот только одно огорчает, что споры ваши с нами остаются в ваших головах или, в лучшем случае, выливаются в обсуждения с коллегами. А как они нужны нам! Вспомните. Именно со спора, и очень жёсткого, нелицеприятного, по поводу появления вкладки для классных руководителей1 началось много лет назад сотрудничество газеты с Ириной Васильевной Дейнеко. А сколько великолепных идей и советов, ценнейшего опыта оно принесло потом всем нам! Присылайте свои возражения, несогласия, точки зрения, противоположные высказанным в газете, по самым разным вопросам. Не всё мы сможем опубликовать целиком (уж очень мала плошадь полос), но всё внимательно прочтём, учтём. С чем-то поспорим дальше. Это жизнь, и это будет интересно не только нам, но и вам.

Как писала Татьяна Ларина, «кончаю, страшно перечесть». Получилось немного сумбурно. Многое из того, что хотела сказать, не улеглось на бумагу в этот раз. Но так бывает почти всегда.

Я прошу прощения у всех, кого могла задеть моя позиция. Писала именно об этих людях, потому что знаю их не только по письмам, но и лично. Они все мне очень дороги и близки по духу. Надеюсь, что со временем смогу познакомиться и получше узнать и многих других наших читателей и корреспондентов.

Будем дружить домами.


1 Дейнеко И. Непрофильное содержание // «БШ» № 07–2003.