Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2009

Ляля Беркутова, Елена Панкова

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

Номер газеты

Название лекции
17 Лекция 1. Источники электронного комплектования: как найти и использовать. Современные информационные системы. Книги в наличии и печати. Сайты книжных магазинов, книготорговых организаций и издательств. Технология получения сведений о книгах и заказ литературы.

18

Лекция 2. Электронные каталоги библиотек: технология поиска и заимствования. Рассмотрены каталоги Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РНБ), Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского (ГНПБ), возможности различных режимов поиска (базовый, расширенный, профессиональный).
19

Лекция 3. Коммуникативный формат библиографической записи. Общее представление о коммуникативных форматах представления библиографической записи: как организованы, зачем нужны, как читать? (На примере группы MARC-форматов).
Контрольная работа № 1.

20 Лекция 4. Национальные и корпоративные библиотечные сети: их роль в создании информационного пространства. Понятие корпоративной каталогизации, сводного каталога. Способы организации библиотечных сетей – ЛИБНЕТ, АРБИКОН, Сигла.
21

Лекция 5. Полнотекстовые электронные библиотеки в Интернете. Роль полнотекстовых электронных библиотек в обеспечении информационного доступа к документу. Проблемы авторского права, достоверности приведённых текстов. Понятие «авторский сайт».
Контрольная работа № 2.

22 Лекция 6. Периодические издания в Интернете и технология электронной доставки документов (ЭДД). Журналы и газеты в Интернете и способы их представления (оглавления и полные тексты). Правила описания электронных ресурсов. Технология ЭДД.
23 Лекция 7. Библиографическая работа библиотеки и её отражение в Интернете. Выложенные ресурсы библиотек и виртуальная справка. Библиотека в Интернете: какие ресурсы и услуги востребованы, как ими можно воспользоваться?
24

Лекция 8. Профессиональные ресурсы для библиотечных работников: обзор. Ресурсы методического, нормативного и учебного характера в помощь профессиональной деятельности.
Итоговая работа.

 

Лекция 8.
Профессиональные ресурсы для библиотечных работников: обзор

Ресурсы методического, нормативного и учебного характера
в помощь профессиональной деятельности

ЧТО И ЗАЧЕМ ИЩЕМ?

Профессиональная деятельность любого специалиста меняется с течением времени: меняются средства производства, методы и способы выполнения действий, нормативы и законодательная база. Требование постоянного повышения квалификации – насущная черта современного общества. Невозможно выпустить из учебного заведения специалиста с багажом знаний, достаточным для 40-летней работы. Знания требуют постоянного обновления. Нормативные документы в нашей сфере устанавливают период для повышения квалификации – каждые 5 лет. Этот временной интервал слишком велик для того, чтобы отвечать потребностям времени (но хорош для документального подтверждения профессионального уровня специалиста). Можно вспомнить афоризм из книги «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла: «… приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте».

Информация нужна нам постоянно, решение любой задачи мы начинаем с изучения имеющегося опыта. Как описать электронный источник, где найти информацию о том, какими возможностями обладает ресурс и можно ли его использовать в работе, были ли аналогичные сценарии и каков зарубежный опыт решения проблемы? Вот далеко не полный перечень вопросов, возникающих ежедневно у работников библиотеки.

Специалисты, работающие с информацией, – библиотекари – находятся в наиболее сложных условиях: им приходится отслеживать как изменения в профессиональной среде, так и в целом в различных отраслях знаний. В этой лекции рассмотрены профессиональные ресурсы для библиотечных работников, представленные в Интернете.

Педагогика в процессе обучения выделяет три цели (или иначе – «планки» получения информации и знаний).

Иметь представление, т.е. обладать пассивным восприятием. Если произнести какой-либо термин или название технологии, то собеседник представляет, о чём говорят (узнаёт), хотя и не может сам рассказать об этом (иными словами – всё понимает, но не говорит). Все знают термины нового времени – инновация, контент, информация, – но объяснить их значение может далеко не каждый учёный (поэтому и появляется «чудесное» толкование – «интуитивно понятный термин»). Для того чтобы понимать основные направления развития общества и быть способным определить своё место в нём, нужно иметь представление об обществе и происходящих в нём процессах (в противном случае следует вспомнить миниатюру в исполнении А.Райкина «Сервис» о том, как шили костюм бригадой, где каждый отвечал за свою операцию и не знал, что делают остальные).

Знать, т.е. обладать активным восприятием. Собеседник может рассказать о понятии или технологии, знает и способен объяснить область применения и механизм работы. Например, термин «библиографический список» понятен и однозначно определяем большинством профессионалов. Знающий человек может описать алгоритм его составления, сформулировать особенности списков разных видов, определить список среди ряда различных источников.

Уметь, т.е. обладать практическими навыками выполнения действия. Здесь важна способность выполнить действия и получить заданный результат. Чаще всего специалисты-практики рассматривают только эту цель в рамках повышения квалификации (возможно ли использование изучаемого материала в практической работе?) и отвергают две предыдущие.

Исходя из всего комплекса названных целей, рассмотрим информационные ресурсы, позволяющие библиотечному работнику быть профессионально грамотным и отвечать современным требованиям общества.

Иметь представление

Наиболее распространены ресурсы, позволяющие специалисту быть в курсе происходящих событий: знакомство с результатами научных исследований, проблемами, опытом работы в отечественных и зарубежных библиотеках, предложениями заинтересованных организаций и т.д. В целом для специалиста-практика эти ресурсы носят информационный характер и позволяют ориентироваться в современной ситуации.

Среди информационных ресурсов, предоставляющих такую возможность, выделим:

материалы научных и научно-практических конференций;

профессиональные журналы и сборники;

научные издания;

информационные и новостные разделы на сайтах библиотек, информационных центров и т.д.

Знать

Ресурсы этой группы позволяют специалисту получить профессионально необходимые знания, опираясь на которые можно строить свою работу.

Среди информационных ресурсов, предоставляющих такую возможность, выделим:

официальные документы (законы, распоряжения, стандарты);

методические материалы;

справочные издания;

учебные издания.

Уметь

Группа информационных ресурсов, предоставляющая специалисту возможность сформировать навыки работы, решить конкретную задачу. Эта группа ресурсов предоставляет возможность практических действий. В процессе освоения новых навыков требуется постоянный контроль как со стороны обучаемого (самообучение), так и со стороны обучающего. Корректировка действий производится по результатам выполненного задания либо сразу, либо через некоторое время.

Среди информационных ресурсов, предоставляющих такую возможность, выделим:

дистанционные курсы;

тестовые задания;

форумы;

– опыт работы (сценарии, выставки, библиографические списки и т.д.).

Безусловно, данное разделение является довольно условным и отражает «ведущую функцию» материала. В большинстве случаев на сайтах встречаются все виды ресурсов, поскольку они тесно связаны между собой.

ГДЕ ИЩЕМ?

Ведущими информационными ресурсами по специальности являются сайты профессиональных ассоциаций. На них размещены законодательные и нормативные документы, материалы конференций, планы работы и т.д.

Российская библиотечная ассоциация (www.rba.ru) была основана в 1994 году и объединяет различные виды библиотек и профессиональных учебных заведений. В РБА существуют секции, деятельность которых отвечает потребностям библиотек. На сайте РБА приводятся полные тексты официальных и нормативных документов (www.rba.ru/or/od/index.html).

Ежегодно РБА проводит конференцию «Всероссийский библиотечный конгресс», где определяются основные тенденции развития библиотечного сообщества. С материалами конференции можно ознакомиться в «Информационном бюллетене» РБА (раздел «Публикации»), представленном на сайте в формате pdf.

Русская школьная библиотечная ассоциация на официальном сайте «Школьная библиотека» (http://schoollibrary.ioso.ru) предоставляет пользователям максимальный охват тем и вопросов – от официальных материалов до заочной школы. Большое внимание уделяется обсуждению проблем школьных библиотек; практическим вопросам (библиотекари делятся методическими наработками, сценариями, материалами); конференциям, посвящённым проблемам чтения. Самостоятельным является раздел «Повышаем квалификацию», где публикуются материалы ведущих специалистов в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Посмотрите на сайте разделы, посвящённые обмену опытом и консультациям ведущих специалистов.

Портал «Library.ru» (www.library.ru) в «Кабинете библиотековедения» открывает двери в БД «Стандарты для библиотечных работников» (www.library.ru/1/kb/standart/). Все нормативные документы, представленные на портале, контролируются с точки зрения соответствия текущему состоянию (дополнения, изменения и т.д.). Возникающие вопросы можно задать на форуме (о форуме см. ниже).

Ведущую роль в формировании представления о современных тенденциях развития отрасли играют научные и научно-практические конференции. В течение года в России проходят большое количество конференций, освещающих все направления работы библиотеки. Информацию о месте проведения и направленности конференции можно получить на сайте библиотеки-организатора (см. например, сайт РНБ «События» – «Конференции»), из «Сводного плана основных профессиональных мероприятий Российской библиотечной ассоциации на год», который широко публикуется в начале каждого года (например, на сайтах РБА или РНБ). К сожалению, материалы не всех конференций доступны в режиме удалённого доступа.

Обратим внимание на некоторые крупные конференции, посвящённые автоматизации библиотек и использованию Интернета в профессиональной деятельности, которые представлены в свободном доступе в Интернете полнотекстовыми материалами. Данное направление в деятельности разных видов библиотек появилось в 1990-х годах и было связано с активным развитием технических средств и интернет-ресурсов (отметим, что именно тогда автоматизация вышла на широкую дорогу, а первые разработки относят к 1960-м годам, когда их вели только крупные научные центры, например, Всероссийский институт научной и технической информации – ВИНИТИ).

Крым. Международная конференция проводится с ежегодно с 1994 года ГПНТБ России и входит в перечень мероприятий, проводимых под эгидой РБА, Министерства культуры Российской Федерации и ИФЛА1. Официальное название конференции – «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и формы сотрудничества» – с 2004 года несколько модифицировано: «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса». Конференция носит универсальный характер и рассматривает основные вопросы деятельности различных библиотек с акцентом на использование новых информационных технологий. Тексты докладов представлены на сайте ГПНТБ (www.gpntb.ru) по гиперссылке Крым в формате веб-страницы. Кроме того, наиболее значимые материалы публикуются в сборнике «Научные и технические библиотеки» (http://ellib.gpntb.ru/).

Либком. Международная конференция проводится ежегодно с 1997 года ГПНТБ России, материалы конференции доступны в Сети с 2002 года. Официальное название: «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек». Конференция рассматривает вопросы, связанные с автоматизированными библиотечными процессами и организацией корпоративных объединений. Тексты докладов представлены на сайте ГПНТБ (www.gpntb.ru) по гиперссылке Либком в формате веб-страницы, наиболее значимые материалы публикуются в сборнике «Научные и технические библиотеки» (http://ellib.gpntb.ru/).

Либнет. Научно-практическая конференция проходит ежегодно с 2002 года. Официальное название: «Участники и пользователи национального информационно-библиотечного центра “ЛИБНЕТ”». Организаторами выступают центр «ЛИБНЕТ», РГБ и РНБ. Конференция рассматривает вопросы, связанные с проектами центра, – сводный национальный каталог, автоматизация библиотечных процессов, участие библиотек в проекте «Вся Россия» и т.д. На сайте центра (www.nilc.ru) доступны презентации к докладам в архивном формате zip. При установленном архиваторе материал открывается как папка, именованная фамилией докладчика, а внутри неё – файл презентации к докладу.

«Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации». Научно-практическая конференция, организуемая Ассоциацией региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН) с 2003 года. Конференция рассматривает вопросы объединения библиотек различных видов в рамках корпоративных систем, модернизации библиотечных процессов, взаимодействия библиотек между собой и с внешними организациями. Материалы конференции в форме презентаций доступны в течение года после её проведения на сайте Ассоциации (www.arbicon.ru).

EVA. Международная научно-практическая конференция проводится в России с 1998 года. Официальное название: «Электронные изображения и визуальное искусство» (http://conf.cpic.ru). Конференция посвящена вопросам развития мультимедийных технологий, музейному и выставочному делу. Много внимания уделяется рекламной продукции и образованию. Для свободного просмотра представлены тезисы и презентации докладов.

Доклады на конференциях обычно отличаются краткостью. Зачастую выступление представляет собой выводы по научному исследованию или заявку на разработку темы. Развёрнутый материал предлагается в монографии (монография – научный труд, посвящённый всестороннему рассмотрению темы или проблемы [1]) или статьях в профессиональной прессе. Публикация монографии в свободном доступе предоставляет возможность ознакомить с результатами исследования максимальное число пользователей, но большой риск заимствования материалов без указания автора сдерживает желание авторов размещать научный труд в Сети. Тем не менее можно отметить несколько проектов, предоставляющих возможность прочитать полный текст монографии.

Проект «Электронная библиотека» (http://elibrary.rsl.ru/) организован РГБ и предоставляет в т.ч. возможность доступа к полным текстам фундаментальных изданий по библиотековедению. Ограничения, наложенные Гражданским кодексом РФ, позволяют получить доступ к электронным ресурсам в стенах самой библиотеки. В случае, когда есть прямой договор с автором или срок действия авторского договора истёк, доступ к изданию можно получить удаленно.  Электронные ресурсы представлены в форматах .pdf и .djvu.

На сайте Library.ru в разделе «Кабинет библиотековедения» представлены монографии современных исследователей библиотечного дела www.library.ru/1/kb/index.php. Монографии организованы как интернет-странички с возможностью перемещения по гиперссылкам, идущим от содержания.

Знакомство с научными и исследовательскими публикациями можно продолжить на сайтах, предлагающих профессиональные периодические издания.

«Электронные библиотеки» (www.elbib.ru/) – российский электронный научный журнал, посвящённый «отражению теории и практики использования в России и за рубежом электронных библиотек» [цит. с сайта]. На сайте представлены полные тексты статей с 1998 года. Среди публикаций – новостные материалы, описание технических решений, практические и юридические рекомендации. Тематический охват довольно разнообразен, среди представленных тем – следующие: «Перевод традиционных документов в электронную форму», «Средства поиска и организация доступа к разнородной информации», «Авторские права и использование электронных документов».

Отметим техническую направленность решаемых вопросов, но знакомство библиотекарей с такого рода материалами позволит им получить представление о происходящих процессах и механизмах работы, научиться их использовать в практической деятельности. Создатели предполагают, что журнал будет дополнен возможностями интерактивного общения (форумом).

«Библиотечное дело» (http://www.bibliograf.ru/) – научно-профессиональный журнал, отражающий современные тенденции в развитии библиотечного дела. На сайте представлен полнотекстовый архив журнала с 2003 по 2005 год. Для более поздних выпусков есть оглавления и тема номера.

«Научные и технические библиотеки» (http://ellib.gpntb.ru/) – сборник по вопросам теории и практики библиотечного дела. Журнал в традиционной форме выпускается с 1961 года. С 2003 года существует параллельно в электронной форме и отражает проблемы развития библиотек в информационном обществе, внедрения новых информационных технологий, авторского права и т.д. Следует отметить, что название сборника не должно отпугивать специалистов, здесь на хорошем научном уровне представлены материалы, о которых каждому специалисту нужно иметь представление. Для перехода к текстам статей используйте переход «зарегистрированных пользователей».

Поиск методических материалов лучше начинать с сайтов ведущих российских библиотек и национального библиотечно-информационного центра «ЛИБНЕТ».

Российская национальная библиотека (www.nlr.ru) предлагает раздел «Профессионалам», в котором специалист может найти необходимые методические и практические материалы, посвящённые организации каталогов и обработке документов (www.nlr.ru/cat/).

Деятельность РНБ связана с созданием авторитетных файлов и предметизацией. На сайте специалисты могут познакомиться с методикой формирования ключевых слов и предметных рубрик, воспользоваться наработками РНБ. Отметим чёткость изложения материала, его «практический характер».

Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ» (www.nilc.ru) был создан в 2001 году Российской национальной и Российской государственной библиотеками при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Центр осуществляет деятельность по созданию национальной системы корпоративной каталогизации и обеспечивает методическую поддержку этого процесса. На сайте собран весь комплекс официальных и методических материалов, помогающих создать библиографическую запись на любой вид документа, получить представление о коммуникативном формате по обмену записями между электронными каталогами и т.д. Так, опытные пользователи могут обратиться непосредственно к ГОСТам, а начинающие – поработать с «Российскими правилами каталогизации», построенными на основе ГОСТа и содержащими разъяснения и примеры использования его положений. Ознакомиться с методическими материалами можно в разделе Методическое обеспечение, «практически поработать» с ресурсами центра – в разделе Тестовая база.

Продолжить поиск методических материалов можно на сайтах областных и республиканских библиотек, помня о том, что методические решения могут носить региональный характер. Посмотрите, например, «Методическую копилку» Луганской ОУНБ (www.library.lg.ua/rus/kollegam_metod.php).

Учебные материалы предназначены для получения базовых знаний в профессиональной деятельности и могут быть полезны для специалистов с небиблиотечным образованием или для освоения новых аспектов библиотечного дела.

Учебники в Интернете представлены главным образом на сайтах их авторов или учебных заведений.

Например, на сайте В.К.Степанова представлен интересный учебник «Интернет в профессиональной информационной деятельности» (http://textbook.vadimstepanov.ru/), который позволит получить первое представление о Сети и её возможностях, в том числе применительно к библиотеке.

Базовые знания по библиотековедению предоставляют и учебные заведения. Так, на сайте Института открытого образования Московского государственного университета печати (www.hi-edu.ru/abc_courses.html) представлен целый комплекс учебников по теории библиотечного дела. Среди них: «Библиография в зарубежных странах» (Л.Б.Грузинова, Н.Г.Каменская), «Библиографоведение» и «Библиографическая эвристика» (А.А.Гречихин).

Каждый учебник представляет собой оцифрованный текст традиционного (бумажного) документа с организованными гиперссылками между главами. В ряде случаев созданы интерактивные вспомогательные указатели (по моему мнению, лишь в том случае, если они были организованы в самом издании, то они переводятся в интерактивную форму). Отметим, что, наверное, не стоит относить к авторам учебника технических специалистов – дизайнера, программиста и создателя вёрстки, как это сделано в учебнике А.Гречихина.

Очень важную роль в современном обществе играют справочные издания, позволяющие не только получить представление о значении термина или предмета. Справочные издания активно создаются в Интернете и представляют собой довольно развёрнутые системы, пронизанные гиперссылками. Среди свободно доступных справочных изданий, содержащих термины и определения по библиотечному делу, назовём, например, Википедию (http://ru.wikipedia.org) и Глоссарий (www.glossary.ru). Отметим, что они представляют собой универсальные ресурсы, размещённые на сайте не библиотечной организации и содержащие довольно полный набор профессиональных терминов и определений из различных источников.

Все рассмотренные источники являются пассивными, т.е. не предоставляют обратной связи, возможности высказать свою позицию, поделиться опытом и т.п.

Обратная связь

Очень важную роль в освоении практических навыков работы играет наличие обратной связи. Как известно, научиться легче, чем переучиваться. Возможность разрешить свои сомнения сразу, в момент их возникновения, позволит избежать ненужных действий по исправлению ошибок. С этой целью многие библиотеки и информационные центры организуют форумы, где происходит обмен опытом, обсуждение спорных вопросов, формулируется решение проблемы.

Форумом называется веб-приложение для организации общения посетителей сайта. Структурно на форуме выделяются разделы, а внутри них – темы. Пользователь выбирает один или несколько разделов и тем и может участвовать в обсуждении или просто прочитать имеющиеся сообщения. Форумы бывают открытыми, когда любой посетитель может написать сообщение по теме (ведущие темы – модераторы – следят за соответствием сообщения теме форума и корректностью высказываний), либо закрытыми частично (писать могут только авторизованные посетители, а читать – все) или полностью (писать и читать могут только авторизованные пользователи).

Нередко на форуме размещаются часто задаваемые вопросы и инструкции по выполнению стандартных действий. Это позволяет посетителю не тратить время на ожидание ответа, а модератору – на организацию ссылки на уже данный ответ. Поэтому рекомендуется сначала ознакомиться с материалами на форуме и только потом задавать вопрос. Активные пользователи форума при каждом посещении знакомятся только с небольшим объёмом информации – обновлениями. Модераторы при этом используют «флажки» для привлечения внимания активных пользователей форума (например, при появлении новой темы, новых сообщений и т.д.).

Форумы стали довольно часто использоваться в библиотечном деле. Например, Форум НИЦ «ЛИБНЕТ» используется каталогизаторами при систематизации сложных документов (переход с сайта НИЦ по ссылке в верхнем меню – Форум). Форум АБИС ИРБИС предназначен для обучения и консультаций (http://irbis.gpntb.ru). Форум ассоциации региональных консорциумов АРБИКОН организован для обеспечения согласованной работы участников.

Дистанционные системы обучения дают возможность получения знаний (и документа при успешном прохождении курса) в системе чётко организованного учебного процесса. Для прохождения такого курса требуется хорошая самоорганизация обучающегося, так как подобная система ставит более жёсткие рамки по срокам и глубине освоения материала, чем самообразование. В рамках профессионального обучения дистанционные курсы предлагают возможность повышения квалификации, освоения технологических навыков работы для последующего использования программы (например, освоение автоматизированной системы обучения для ведения локального электронного каталога или освоение технологии работы в системе для участия в корпоративных и национальных проектах). Дистанционные системы обучения являются коммерческими и персонифицированными, т.е. обучаемый получает пользовательское имя и пароль для доступа к материалам. Часто временной период доступа к ресурсам и тестам ограничен графиком обучения. Отметим, что система дистанционного обучения библиотечных работников делает только первые шаги. Среди известных проектов: дистанционное обучение по работе с автоматизированной системой «МАРК–SQL», проводившееся Международным университетом бизнеса и новых технологий (МУБиНТ, г. Ярославль); Педагогический университет «Первое сентября» (проект ИД «Первое сентября»).

Возможности самообразования, доступные в электронной среде, расширяются с каждым днём, и отразить в небольшом материале все имеющиеся ресурсы просто невозможно. Библиотеки и информационные центры делятся опытом работы, сообщают о семинарах и конференциях, предоставляют возможность доступа к своим ресурсам. Активно работающие специалисты всегда оказываются в курсе событий и могут адекватно среагировать на вызов времени.

На этом мы заканчиваем знакомство с возможностями использования Интернета в библиотечной работе. Безусловно, рассмотреть весь объём информационных ресурсов, доступных в Сети, невозможно (и по количеству, и в силу изменчивости). Мы постарались дать вам в руки инструмент, с помощью которого можно найти, оценить и использовать предлагаемые материалы. Надеемся, что данный курс оказался полезным и вы уже применяете полученные знания!

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие группы целей обучения выделяет педагогика?

2. К какой группе целей относятся научные конференции?

3. Что такое форум? Каковы его возможности?

4. Какие возможности профессионального образования предоставляет РНБ?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Составьте список учебников по библиотечным дисциплинам, доступных на сайте Института открытого образования (Москва).

2. Изучите статью Н.П.Никольцевой и О.А.Седышевой в разделе «Индексирование ключевыми словами» на сайте РНБ, ответьте на вопрос: что такое «контролируемые ключевые слова»?

3. Определите, какие направления развития школьных библиотек рассматривались на заседании секции «Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества» Крымской конференции в 2008 году.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 7.60–2003. Издания. Основные виды. Термины и определения : Введён с 01.07.2004. – Минск : Изд-во стандартов, 2003.

2. Библиотечные телеконференции // Справочник библиотекаря / под ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной. – СПб. : Профессия, 2000. – С. 356–362.

3. Профессиональная среда библиографа // Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Профессия, 2005. – С. 547–567.


1 ИФЛА/IFLA – Международная федерация библиотечных ассоциаций и организаций (International Federation of Library Associations and Institutions).